Закрой глаза, открой рот: зачем нужна слепая дегустация
Для чего нужно пить вино не глядя, кто от этого страдает и кто побеждает
Лучший способ уничтожить винного критика — дать ему что-нибудь продегустировать вслепую. Даже профессионалы высокого класса ошибаются в догадках, когда не видят этикетки, формы бутылки и цвета вина. При обычной дегустации нам доступно всё, от чего можно отталкиваться: сорт винограда, регион производства, название винодельни, год урожая, крепость… Вслепую ничего из этого не видно, всё приходится додумывать. Это примерно как заставить гонщика идти по кольцу в полной темноте, опираясь на знание трека, или как заставить Арнольда Шварценеггера играть роль принца Датского. Профессионалы дают осечки в слепых дегустациях так же часто, как новички, если не сказать, что «тыкающие пальцем» попадают в цель чаще. Знаний и тонко настроенных рецепторов здесь не хватит, вину достаточно оказаться в своей «закрытой» фазе развития, пережить термический или бутылочный шок, или просто быть поданным в неправильной температуре, чтобы разрушить все догадки дегустатора на корню.
![](/media/cache/uploads/2015/11/15/1447596917.c2bca8ca3c6a256db8128f9c4c45d0a1/photo_cropped.jpg)
Величайший провал винных экспертов произошел в 1976 году в Париже. Это событие принято называть «Парижский Суд», хотя по-английски оно называется «Judgment of Paris» и отсылает к древнегреческой мифологии, а именно к сюжету, когда пастух Парис выносит свой вердикт трём богиням, после чего начинается Троянская война. Что-то похожее на войну и правда началось после мероприятия: британец Стивен Спурье привёз во Францию Калифорнийские вина, и вся рать винных экспертов перепутала американские творения с лучшими образцами Бордо и Бургундии. В этой дегустации принимали участие очень уважаемые люди: Пьер Брежу, генеральный директор института апелласьонов, Юбер де Виллен, совледелец Domaine de la Romanée-Conti, Одетта Канн, редактор La Revue du vin de France, и еще несколько влиятельных винных экспертов. Все они ни на секунду не сомневались, что французские вина будут на высоте, но вслепую перепутали их с американскими образцами, в успех которых даже Стивен Спурье, устроивший весь этот праздник, верил с трудом.
![](/media/cache/uploads/2015/11/15/1447596703.35db9f9d4300e17e7d3362e0f3d85ac2/photo_cropped.jpg)
На другом событии, винной Олимпиаде 1970 года, которую учредил французский ресторанный гид «Го Мийо», испанское вино Torres Mas La Plana вслепую обошло знаменитое Château Latour и ещё несколько вин высочайшего уровня. В 2001 году в университете Бордо проводили опыт, на котором испытуемым предложили прокомментировать белое и красное вина, представленные им в разных бокалах. Участники опыта говорили о красном как о насыщенном и полнотелом, хотя во всех бокалах было одно и то же белое, только в некоторые из них учёные добавили по несколько капель пищевого красителя. Определить вино вслепую, если мозг уже обманут, невозможно. В 2011 году профессор Хартфордширского университета Ричард Уайзмен проводил слепые дегустации среди 400 испытуемых, и ни один не смог определить, дорогое или дешевое вино было в бокале. То есть качество, уровень престижа и прочее — на этикетке, а не в аромате.
Такой обман чувств подобен пытке, когда заключённого убеждают, что его обожгут раскалённой кочергой, а прикладывают холодную
Но все эти примеры — шоу, цель которого ввести дегустатора в заблуждение. Такой обман чувств подобен пытке, когда заключённого убеждают, что его обожгут раскалённой кочергой, а прикладывают холодную: ожоги всё равно появляются. Грамотно организованная слепая дегустация, проведённая в правильных условиях — полезный инструмент, чтобы оценить вино наиболее объективно. Невозможно «подсудить» любимчику, если ты не знаешь, в каком бокале он находится. Если ты отдал 5 000 кровных рублей за бутылку, её не хочется недооценивать — жаба душит. Слепые дегустации тренируют рецепторы и позволяют запомнить особенности. Эта практика — главное испытание для любого сомелье. О том, как сомелье мучаются, пытаясь прочувствовать вино вслепую, в 2012 году сняли документальный фильм «SOMM».
![](/media/cache/uploads/2015/11/15/1447596607.3e3ac91367d982439ffca0c9c3ac31bd/photo_cropped.jpg)
Слепую дегустацию можно разделить на четыре стадии
Первая стадия
Визуальная оценка. Об этом часто забывают любители просто выпить. По цвету вина можно определить много характеристик — например, сорт винограда. Пино нуар и неббиоло значительно прозрачней, чем, скажем шираз или каберне совиньон.
Вторая стадия
Исследование подвижности вина. По тому, как вино ведёт себя в бокале, можно примерно определить крепость и, соответственно, происхождение вина в тёплых или, наоборот, прохладных регионах. Если вино оставляет много «ножек» на стенках, это может быть свидетельством высокого содержания алкоголя, глицерина или сахара.
Третья и четвёртая стадия
Восприятие аромата и дегустация — следующие и самые важные два пункта. Аромат дает почти все, что нужно знать о вине, а вкус — это как бы его подтверждение. Если вкус опровергает аромат — это тоже пища для размышлений. Например, некоторые бургундские шадроне пахнут сладостями и сливками, а на вкус — абсолютно строгие и сухие. Слепая дегустация в образовательных целях направлена на развитие библиотеки вкусов и ароматов, и связи их с конкретными винами. Интересно? Попробуйте сравнить вслепую каберне совиньон от мерло. Первый чаще всего пахнет черной смородиной, а второй — помидорами и зеленым перцем.Совиньон блан пахнет протертым листом черной смородины, а гевюрцтраминер — личи и мёдом.