Альбера Антинори: “Сейчас очень сложно давать какие-либо прогнозы”
Председатель Консорциума вин Болгери и глава Antinori о том, как итальянские виноделы переживают кризис и глобальном перезапуске представлении о продаже вина.
Я бы хотел начать интервью с сенсационной новости: можете ли вы мне подтвердить 31 августа как дату проведения знаменитого ужина на аллее кипарисов в Болгери?
Конечно, я подтверждаю 31 августа, только в 2021, в этом году ужин изначально не планировался. Сейчас мы работаем над датой не только ужина, но и целого уик-энда, посвященного презентации вин Болгери, а также над стратегией коммуникации для Консорциума. В текущей ситуации, которая ускорила переход на использование соцсетей и цифровых каналов продаж, необходимо срочно разработать новую стратегию. Это как раз то, над чем уже начинали работать и что уже нужно было бы разработать, но что сейчас посреди этой «бури» выходит на первый план.
Болгери – это апелласьон, который составляют как большие винодельческие хозяйства с великими именами, так и совсем крошечные винодельни. Первым или вторым удастся легче преодолеть этот непростой период?
Сейчас очень сложно давать какие-либо прогнозы, тем более в долгосрочной перспективе, так как переменных в нашей отрасли очень много: очевидно, что винодельни, уже сделавшие себе имя, будут в более выигрышном положении, в то время как небольшие винодельни несомненно окажутся в более уязвимой позиции, так как канал HoReCa сейчас для них закрыт, равно как и туризм, который полностью остановился. Многое будет зависеть от того, сколько продлится этот «двойной блок» как с точки зрения законодательных ограничений сейчас, так и с психологической точки зрения после открытия границ. Несомненно, небольшие и средние винодельни сейчас рискуют остаться с нулевой ликвидностью: это действительно очень опасно.
Сейчас говорят о разных возможных мерах: зеленом сборе, уходе в дистилляцию и прочем. Если рассматривать ситуацию в Болгери, такие шаги могут быть полезными или требуются другие действия?
Как и всегда, все может сработать, но необходимо предусмотреть возможность выбора, нельзя обязывать всех идти на эти меры. Перегонка для Болгери - не выход, но для других апелласьонов вполне может оказаться действенной мерой. Сократить урожай, если честно, мне не кажется отличной идеей, обязательной к внедрению для всех. Возможно, единственной мерой, которую можно посоветовать, может стать зеленый сбор, но пока не ясно, как будут развиваться события, поэтому нужно сохранить пространство для маневра. В любом случае, до сезона сбора урожая есть время на то, чтобы принять решения, призванные защитить качество и ценность наших вин.
По моим данным, между всеми консорциумами Тосканы проводились собрания для разработки единого предложения для региона и для правительства. Что ты думаешь про шаги, которые сейчас предпринимает правительство?
Мы действительно провели онлайн совещания со всеми членами Ассоциации консорциумов Тосканы, на котором, в первую очередь, стала понятна необходимость того, чтобы скоординировать все запросы, с которыми обращаются к правительству члены различных ассоциаций винодельческой отрасли. Это нужно для того, чтобы у всех был единый голос, так как вразнобой озвучивать предложения правительству в тот момент, когда денег нет, а путаница большая, приведёт к тому, что никто ничего не получит. В любом случае, запросы, которые мы намерены адресовать правительству, касаются в том числе тех пунктов, о которых мы говорили ранее
Ассоциация предпринимателей Confcommercio Тосканы говорит, что 20 % фирм и хозяйств может и не открыться после окончания карантина. Как будут дела обстоять в Болгери?
Я не могу сказать, будет это 20 % или 1%, или 100 %, я просто не владею реалистичными цифрами. Все будет зависеть от того, как долго продлится эта ситуация. Если карантин продлится год, если рестораны – винотеки – туризм не возобновят свою деятельность ранее марта 2021 года, то очевидно, что довольно большая часть фирм просто не откроются вовсе. Если же, как сейчас кажется, тиски ослабят, и коммерческая деятельность снова запустится в ближайшем времени, не думаю, что, по крайней мере для Болгери, у фирм будут проблемы с тем, чтобы вновь открыться. Всем ясно, что совсем уж проблем компаниям избежать не удастся, но я полагаю, по крайней мере, это не будет проблемой, открываться или закрываться после карантина.
Следующий мой вопрос обращен не к председателю Консорциума Болгери, а к Альбьере Антинори. Антинори представлены во всем мире, и пусть сейчас это скорее офф-трейд, но офф-трейд не только в Италии. С какими рынками и каналами вы работаете в данный момент?
Большие розничные сети по всему миру – это единственный работающий сейчас канал, но более интересный феномен – это рост продаж online, даже если в сравнении речь идет о не слишком высоких цифрах. Вне всяких сомнений продажи через интернет извлекут выгоду из этой ситуации как в данный период времени, так и в долгосрочной перспективе, и это касается как непосредственно продаж, так и продвижения: по меньшей мере, на год онлайн торговля станет самым часто используемым каналом.
Кризис дал сильный толчок для развития онлайн торговли, особенно в Италии, где этот сектор был менее развит, чем в других странах
Я разговаривал с несколькими владельцами винотек, которые мне рассказали, что сейчас через интернет продаются в основном либо недорогие вина до 15 евро, либо вина премиум сегмента от 80 – 90 евро за бутылку. Поскольку Антинори могут предложить вина на любой вкус и кошелек, хотел спросить, вина какой категории вы продаете больше всего сейчас?
Я не уверена, что сейчас онлайн много продается вин низкого ценового сегмента, еще и потому, что такие вина легко можно найти в сетях. Высокий ценовой сегмент всегда ориентирован на узкий круг клиентов. Италии есть что предложить в среднем сегменте, и выбор этот велик. Я считаю, что многое зависит от того, кому именно делают предложения эти владельцы винотек, так как я читала, что многие крупные торговые сайты, такие как Tannico, больше всего продают именно вина среднего ценового сегмента.
Мы недавно проводили интервью с несколькими рестораторами, которые сообщили, что к моменту открытия хотят сократить запасы вин и винные карты, и вообще, перейти на продажу вин под реализацию. И я не думаю, что такие меры планируют предпринять рестораторы только в Италии. Какими методами нужно будет пользоваться в будущем, чтобы продавать вино?
То, что текущая экономическая ситуация высокой степени нестабильности будет создавать проблемы с ликвидностью, в том числе у рестораторов, было абсолютно ожидаемо. Как следствие, решение сократить запасы и стоки мы не только понимаем, но и, если хотите, разделяем. Что абсолютно непонятно, так это отсрочки платежей, поскольку в Италии уже некоторое время еще до кризиса была такая тенденция. Факт состоит в том, что подход рестораторов к обеспечению стоков изменится, и этот вопрос необходимо будет решать, вот почему винодельни точно должны будут всесторонне подготовиться к организации небольших, но более частых отгрузок вин. Помимо продаж через интернет, которые получили сейчас большой толчок в развитии, если хотим, даже перезапустив представление о продаже вина, еще одним сектором, который должен быть заново переработан и улучшен, должна стать логистика. Новая реальность, в которой появляется доставка всего лишь пары бутылок клиентам на дом, а также более частая доставка по паре ящиков вина ресторанам, диктует необходимость всем компаниям по доставке ускорить развоз, что, мы надеемся, не станет коллапсом, создавая дополнительно проблемы всем нам.
Когда Альбьера Антинори не пьет вина Болгери или Антинори, что же она пьет?
Дома мы никогда не пьем наши вина. Моей большой страстью являются сухие рислинги из Вахау, в которых потрясающим образом сохраняются сортовые характеристики и терруарные особенности. Если честно, мы с радостью откроем любую бутылку, чтобы пробовать и узнавать новые вина: друзья привозят нам вино со всего света, и всегда очень важно дегустировать вина других виноделен. В любом случае, даже попробовав и узнав множество вин из разных стран, я всегда говорю, что в моем сердце особое место занимает наш санджовезе.