Диего Кузумано: «Я бы не доверял тем, кто не пьет вино»
Винодельня Cusumano, расположена на Сицилии. Она была основана в 2001 году. Братья Альберто и Диего взяли на себя управление компанией своего отца Франческо. И весьма преуспели. Сейчас вина Cusumano продаются более чем в 60 странах мира. В том числе, и в Москве, куда приехал Диего Кузумано на праздничный ужин.
— Расскажите о вашем совместном проекте с художником, который рисует руками, а не кистью. Слухи доходят самые разные, ясности нет.
— Да, его зовут Паоло Троило. У него, действительно, уникальный дар — рисовать руками. То как он передает силу и мощь, просто завораживает. Однажды я спросил у него, почему он не рисует Этну. Не как винодельческий регион, а как силу, которая, с одной стороны — созидает, а с другой — разрушает. И через некоторое время Паоло приезжает. Мы пригласили гида, который повел его по вулкану. Во время визита он узнает, что дети-инвалиды не могут подняться и посмотреть вулкан полностью. Автомобильных дорог нет. И после этого рождается идея: мы используем 10 полотен, которые написаны на Этне на этикетках наших вин. Бутылки выйдут ограниченным тиражом (всего лишь 1500 бутылок) и будут продаваться на аукционе Christie’s. Этот проект полностью направлен на благотворительность. У каждого ребенка или взрослого должна быть возможность подняться на магический пик действующего вулкана Этна.
— Можно сказать, что вино творит добро.
— Искусство, вино и природа вместе творят добро.
— Вы красиво говорили о вулкане, о его опасности, при этом ваш проект Alta Morа находится буквально на Этне. Что вами движет: оптимизм или авантюризм?
— Это, конечно, безумство. Почему мы забрались на вулкан? Мы понимали, что это уникальный регион, какого нет нигде на Земле. И благодаря природе мы создали вина, которые возможны только в этой точке мира.
Только благодаря таким рискованным поступкам можно идти вперед.
— Что еще любопытного произошло с 2001 года, когда вы взяли на себя управление винодельней?
— За 18 произошло многое: мы купили новые поместья, стали производить новые вина, и у нас много экспериментов. Нам повезло, что первые виноградники вынести испытания временем. И это все в какой-то мере облегчило жизнь. Единственное, что осталось — это наше видение того, каким должно быть вино. Вина должны быть отражением терруара. Это касается всех поместий, на которых мы работаем. На 5 различных терруарах мы создаем 12 уникальных вин.
— При этом вы осознанно отказываетесь от покупки винограда у соседей. Почему?
— Когда начали работать, мы с братом поставили цель — стать независимыми, с точки зрения собственного винограда. В то время у нас было 85 процентов собственного винограда, остальное покупали у соседей. Теперь мы полностью самостоятельны. Наши вина сделаны на 100% из нашего винограда. Только так можно полностью контролировать свою философию виноградарства. Просить владельца чужого виноградника следовать твоим желаниям — невозможно. И никто тебя не пустит на чужой виноградник, чтобы ты делал так, как считаешь нужным. И не исключено, что однажды твой друг, коллега или сосед решит продать виноград кому-то другому...
Новая кампания бренда Cusumano
Мы, сицилийские виноделы — коллеги. Да, мы конкуренты, но наша общая задача — расширить присутствие сицилийских вин в картах ресторанов всего мира.
— Какие советы вы даете младшему поколению виноделов?
— Младшее поколение — это мы! А если вы говорите о тех, кто лет на 15-20 младше, то совет один: больше путешествуйте и смотрите мир. И во время поездок собирайте опыт. И складывайте его файлами в картотеку, которую вы мысленно привезете из поездки. А потом вы должны поделиться знаниям с теми, кто работает на винограднике и в маркетинге.
— Давайте немного отойдем в сторону. Ответьте: можно ли доверять человеку, который не пьет вино?
— Доверять человеку, который не пьет вино — я бы слепо не стал. Если только, это великолепная женщина — я бы мог это принять.