Italians Do It Better
Экспорт-менеджеры Argiolas и Michele Chiarlo об экспансии итальянского вина
В Lotte Plaza прошла дегустация «Solo Italiano — Лучшие итальянские вина». В мероприятии приняли участие более 50 производителей из Италии. А объединение виноделов «Институт Великих Марок» представил 19 производителей итальянского вина. Нам удалось поговорить с представителями виноделен Michele Chiarlo (Пьемонт) и Argiolas (Cардиния) — Джованни Боккино и Беппе Пинна.

— Что интересного вы привезли показать московской публике?
Джованни Боккино (Michele Chiarlo): Вино Michele Chiarlo, «Cipressi», Nizza DOCG. Это вино интересно тем, что виноград собрали на самом молодом аппеласьоне DOCG в Пьемонте. Это 100% барбера. В прошлом году вино урожая 2015 года заняло первую строчку в рейтинге Wine Enthusiast. Плюс, у вина потрясающее соотношение цена/качество.
Беппе Пинна (Argiolas): Мы привезли белые вина и отличное красное вино — «Costera», Cannonau di Sardegna DOC. В составе в основном каннонау и немного кариньяно и бовале сардо. Виноградники расположены на высоте около 300 метров. Выдержка в небольших барриках около года. Поэтому очень насыщенное, сочное, с хорошими, но не резкими танинами. Классика Сардинии.
— Виноделам сейчас нужно искать пути, чтобы приблизиться к новому потребителю. Как вы собираетесь воздействовать на молодежь?
Беппе Пинна: Для нас всегда рассказывать о винах – это рассказывать о территории происхождения, рассказывать о сказочном острове, которым является Сардиния. Это море, отдых, каникулы. И вот часть из этого мы пытаемся донести до молодого потребителя. И мы рассказываем историю по-новому, пусть для нас она длится уже сотни лет. Мы производим вино, не меняя ничего в технологии. Но при этом, конечно, мы меняемся. Раньше в моде были более алкогольные, более спиртуозные вина, сейчас мы стараемся производить вина с меньшим содержанием алкоголя. Стараемся отказаться от избыточного использования бочки или выдержки в дереве – чтобы вина стали для нового потребителя более понятны и приятны в первый момент знакомства.
Джованни Боккино: Сейчас понять, что нужно молодому поколению, для тех, кто работает на основе традиций, не так легко. Вы не можете игнорировать и не использовать соцсети. Но стоит помнить, что не только имидж важен. Важно то, что находится в бутылке, о каком вине вы говорите. Важно дать разнообразие вина, которое предлагают потребителю. Начинать нужно с простого, приятного, которое нравится в первый момент. И потом постепенно, идя по ступенькам вверх, вы приходите к Бароло. Но без первой ступени, на которой вы начинаете образовывать потребителя, обойтись не можете.

— Миллениалы бросают вызов?
Беппе Пинна: Я работаю на винодельню уже 20 лет, прекрасно вижу изменения, которые происходят. Если 20 лет назад у нас в основном производили красные вина, то сейчас на 55 процентов — это белые вина. Нельзя закрываться. Нужно всегда быть открытым к любому изменению и воспринимать его с должным вниманием.
Джованни Боккино: Когда мы говорим о миллениалах, здесь самый большой вызов в том, чтобы пойти и перехватить их. Это не те потребители, которые идут целенаправленно в винотеку и говорят, что мы хотим такое-то вино. Они покупают вино онлайн. И как вы с ним построите коммуникацию, как вы ему предложите опыт, который его в этот мир вина приведет – это челлендж, который стоит перед любым производителем вина. Вот почему надо больше рассчитывать на взаимоотношения с HoReCa и винными барами. Именно там молодой человек может попробовать вино. И потом он его же купит его онлайн.
— Какая страна из близлежащих к вам, где проще всего продавать итальянское вино? И где сложнее?
Беппе Пинна: В Европе идеальный рынок для итальянского вина – Германия. Второй – Великобритания. Но это два рынка уже сложившиеся, уже насыщенные, вы там ничего нового не сделаете. С другой стороны, в Европе есть ряд стран, которые активно развиваются с точки зрения продаж вина. Я недавно был в Болгарии, Румынии, в Прибалтике, рынок там начинает развиваться. Если мы говорим про Францию, то мы выпустили во Францию своих родственников, одноостровян, которые приехали, открыли рестораны и хотят в своих ресторанах иметь вина с Сардинии, и мы там отлично работаем.
Джованни Боккино: Для нас Европа — важная статья дохода в бюджет. Как говорил Беппе, Германия это сложившийся рынок, но и работать на нем сейчас труднее. Сейчас потребители больше начинают ориентироваться на цену вина. Франция… если тебе удается продать бутылку во Франции, то для тебя эта победа — и я ценю её в два раза дороже. И абсурдно, конечно, такое признавать, но сегодня там проявляют все больший интерес к итальянским винам. Почему? Соотношение цена-качество намного более приятное, чем у французских вин, и это как раз привлекает потребителя. Восточная Европа – это один из рынков, где сейчас интересно работать. Северная Европа – там просят качество, но требуют за это самую низкую цену. Вы не можете дать высокое качество за низкую цену, вот в этом и состоит трудность.

— Вы приезжаете только в Москву или ездите по стране?
Беппе Пинна: Я почти всю Россию изъездил. Наверное, кроме Владивостока побывал почти везде. Когда приезжаешь в регионы, понимаешь, насколько культура потребления вина в регионах отличается от Москвы и Санкт-Петербурга. Там действительно меньше винного образования, но люди больше заинтересованы в этом, они ценят приезды, рассказы по истории, по культуре. Ты действительно едешь туда и заводишь учеников.
Джованни Боккино: Путешествуя по регионам, вы понимаете, что это не занятый рынок. Возможно, там меньший спрос, но там больше любознательности, желания понять, присоединиться к винному коммьюнити. Действительно, это мир неизведанный, готовый к развитию.
— За 20 лет в России что-то поменялось в отношении к вину?
Беппе Пинна: 20 лет назад я приезжал в Москву, здесь почти не было сомелье, уровень винной культуры был низок. Сейчас ты приезжаешь через 20 лет и ты понимаешь, насколько Москва сделала в этом отношении гигантский шаг вперед. Ты разговариваешь с сомелье, он прекрасно осведомлен о всех винодельческих регионах, о винах всего мира. Когда сейчас приезжаешь в регионы, ты будто попадаешь в Москву 20-летней давности. Вот почему нужно ездить в регионы, нужно заниматься именно продвижением культуры вина.
— Можно ли сказать, что московские сомелье вышли на мировой уровень знаний?
Беппе Пинна: Безусловно. Я помню, что раньше на такие выставки, как сегодня, приходили люди просто выпить. И даже не просто выпить, а… очень сильно выпить, не воспринимая ни вино, ничего. Сейчас к тебе подходит сомелье, он дегустирует, спрашивает, какие характеристики вина, какое производство. Он чувствует вино, он воспринимаем вино, он его сплевывает! А не делает, как раньше: в позе горниста пытается залить в себя как можно больше. Это правда. Сейчас абсолютно другая ситуация. Профессия сомелье очень востребована в Москве. Это одна из ключевых фигур, которая играет основополагающую роль в коммуникации с гостем ресторана. Сомелье становится послом винной культуры.