Правда, что в дорогом бокале вкус вина интереснее?
Споры насчет дорогих бокалов так же вечны, как и споры о дорогом вине. Адепты «того самого вина за 3 евро» доказывают свои тезисы при помощи слепых дегустации и научных исследовании. Другой полюс обзывает противников нищебродами и ссылается на другие исследования и работы нейробиологов. Вы удивитесь, но в мире бокалов происходит почти тоже самое. Конечно, никакое венецианское стекло не сможет сделать из настойки деда или из посредственного красного Ла Манчи Château Cheval Blanc. Но не все так просто...
Борис и Анна — авторы САЙТА «ТАКОЕ ВИНО»:
Никакого предвзятого отношения к брендам нет. Каждый из них делает отличный продукт, который продается, а стоит он ровно столько, за сколько его покупают.
Аромат и вкус (а вкус, это производная аромата) вина бесспорно зависят от формы бокала. Попробуйте вино из пластикового стаканчика — аромат будет явно отличаться. И только в этом разрезе мы рекомендуем людям использовать посуду, предназначенную для вина. А дальше начинается маркетинг и вера в то, что вкус каким-то образом зависит от цены бокала или каждой сотой миллиметра толщины стекла. Поэтому, если вас устраивает по внешнему виду и по форме бокал неизвестной фирмы за 300 рублей — пейте вино из него. Если же для вас процесс употребления вина сродни таинству, где все должно быть идеально, возвышенно и правильно (кто придумал эти правила?) — берите бокал известной фирмы, рекомендуемой формы и получайте удовольствие!
В конечном итоге, например, умонастроение и хорошая компания оказывают на вкус вина куда большее влияние, чем толщина стекла, фирма-производитель и цена бокала. Давайте оценивать содержимое бокала, а не искать ускользающее счастье.
МИХАИЛ БОДОРЕВ, ВИННЫЙ БЛОГЕР:
Стекло — инертный материал, вариации в его составе совершенно не оказывают влияния на химический состав вина и, как следствие, на вкус и аромат. Толщина стенок бокалов с точки зрения восприятия вкуса и аромата так же не имеет никакого значения. Даже такой параметр как теплопроводность в большей степени зависит от площади поверхности теплообмена и свойств материала, чем от толщины стенок. В бокалах разного объема с разной толщиной стенок различия в показателях теплопроводности будут на уровне десятичных знаков после запятой. Такими различиями между значениями можно смело пренебречь, так как они несущественны.
Нужно ясно понимать, что впечатление от вина, его оценка носит интегральный мультисенсорный характер, в которой на индивидуальные органолептические оценки вкуса и аромата вина накладывается гедонистическая оценка внешнего вида и формы бокала, тактильные ощущения от бокала, его характеристик и прочие факторы (в том числе психологические и нейрофизиологические, связанные с работой мозгового «центра вознаграждения» при потреблении вина из дорогого брендового стекла). В результате потребление вина из более дорогого, тактильно более качественного, более импонирующего по дизайну бокала может доставлять больше удовольствия, что никак не связано с его органолептической оценкой и работой рецепторов языка и обоняния (реальными процессами взаимодействия молекул с рецепторами и получаемым откликом). И тем более не связано с химией летучих ароматобразующих соединений.
В чашах бокалов различной формы и объема процессы испарения, улетучивания компонентов аромата идентичны, но различна их скорость и динамика за счет разной площади испарения, разного объема чаши и разного диаметра отверстий бокалов, что в конечном итоге влияет на интенсивность аромата, но не на его качественный состав. Принципиального увеличения содержания ОТДЕЛЬНЫХ соединений относительно других в надвинном пространстве не происходит. В бокалах схожих геометрических соотношений данные процессы будут идти абсолютно идентично, вне зависимости от производителя, марки, стоимости бокала. А вот при длительном нахождении вина в бокале большего объема и периодическом его вращении некоторые компоненты аромата улетучиваются быстрее, меняя в итоге конечный ароматический профиль вина (длительное – значит несколько часов, если вы — любитель подержать нетронутыми свои 150 мл вина в бокале до полуночи).
В этом плане различные бокалы можно сравнивать со слуховым аппаратом, который расширяет диапазон при проблемах со слухом. Так и бокалы позволяют сгладить (а с другой стороны и выявить) физиологические различия в восприятии, что в конечном итоге воспринимается как изменение аромата при дегустации из разнокалиберных бокалов. Никто ведь не знает лимитов своего обоняния и восприятия вкуса (в данном контексте как ретроназальной характеристики вина) и аромата.
Если вы способны уловить пороговые концентрации веществ, то при изменении размеров и форм бокалов будет меняться интенсивность восприятия. Хотите сделать ароматы «погромче» — дерзайте. «Химии» вина и физике процессов испарения все равно, кто и как сделал бокал, сколько затратил на его производство, и уж тем более за сколько его продает. «Химии» вина нужна лишь тюльпанообразная форма, для того, чтобы донести суть вина в виде аромата до потребителя. И уж тем более «химия» не прирастает новыми соединениями при смене бокала, тем более на брендовые, ручной работы и т.д. Не стоит забывать, что делая ароматы «погромче», некоторые из них водят нас за нос, заставляя описывать их иными дескрипторами. Что тоже воспринимается как вау-эффект: аромат изменился.
Владимир Косенко, ведущий преподаватель ШКОЛЫ СОМЕЛЬЕ WINESTATE:
Удовольствие от потребление вина связано со стабильностью, в том числе и финансовой. При этом удовольствие от потребления вина, эстетика восприятия зависит то того, в какие бокалы мы сервируем вино. Конечно, в каких-то случаях можно обойтись и обычными стаканами, и определенный позитивный эффект будет достигнут. Но сама история взаимоотношения человека с вином, вместе с нашей психологией, с учетом нюансов химии вина говорят о том, что бокалы делают нашу жизнь лучше. Чем более дорогие бутылки открываются в доме, тем более дорогие бокалы подаются к столу. Не потому, что так принято, а потому, что ты пробуешь и понимаешь — так вкуснее.
Наша физиология такова, что вкусовые рецепторы, отвечающие за восприятие кислого, соленого, сладкого, горького вкусов, а также вкуса умами расположены на определенных зонах языка. Бокалы для белых вин меньше. Глоток мы делаем маленький, все начинается с кончика языка, кислотная бодрость начинает работать. Бокалы для красных вин больше, с первого глотка в ротовую полость вина попадает больше, вкусы мы начинаем чувствовать ярче.
Аромат вина это испарение и концентрация. Чем больше площадь испарения (чем шире чаша) — тем мощнее наши ощущения. Вина могут быть разными по интенсивности, поэтому чаши бокалов будут разными — для рислинга или совиньона меньше, для дубового шардоне — больше. Концентрация ароматов зависит по сути от высоты бокала (расстояние между поверхностью вина и краем бокала). Для выдержанных вин с сильных виноградников бокалы более высокие, им есть что отдать. Бокал для молодого пино гриджо не будет таким высоким, в вине нет такого разнообразия химических элементов, чтобы концентрировать их слишком долго.
Антон Обрезчиков, винный журналист:
Это не так, но и те, кто утверждают, что существует идеальный бокал — тоже не правы. Задача стеклодува — дать вам как можно более подходящий инструмент, а ваша задача — выбрать бокал, наиболее подходящий вину и ситуации. Если вы считаете, что стеклодув своим предложением ограничивает технические возможности вашей дегустации — это скорее ваши проблемы. Что характерно, эта «подходящесть» всегда будет разной. Фанаты семейства Ридель ценят шкалу соотношений формы и сорта, разработанную Риделем, хотя она и уперлась нынче в невозможность бесконечной диверсификации что не отменяет удобства и практичности их же бокалов для гран крю бордо, для бургундского шардоне, для новосветского пино нуар. Бокалы Zalto дороги, объемны и красивы, кого-то, вероятно, они приводят в экстаз, но наверняка есть вина с которыми они не работают. Площадь ватерлинии, ширина раструба, высота стенок — соотношение этих данных, конечно же, очень важно, но не стоит забывать, что дегустационная практика и обоняние разной степени развитости. В принципе можно натренироваться дегустировать из чего угодно, помните лирического героя Довлатова, признающегося в том, что он пил из футляра от очков? Надо бы попробовать применить этот подход к grand cru.
Лично я пользуюсь в основном одним бокалом — старым «вилсбергером» для бургундского бочкового шардоне, его тазообразная чаша позволяет считывать ароматы максимально быстро. Но совершенно точно, я не понесу его на пикник, а вместо этого возьму с собой что-нибудь компактное и без ножки, например Riedel O, хотя, конечно, если что, я смогу вытащить ароматы и из пластикового стаканчика, просто придется приложить больше усилий при дегустации. Бокал — это орудие дегустации, дорогие бокалы в основном стоят своих денег, и они правда часто могут вам помочь понять вино, ну или, как минимум, создать атмосферу праздника. Но если что, можно обойтись и без них.
Фото: iStock.com/igorr1