Конкурсы сомелье — это вчерашний день

Так это или нет нет, мы решили узнать у профессионалов рынка

В конце марта в Москве пройдет Российский конкурс сомелье. В этом году конкурс отмечает двадцатилетие. Профессионалы высказывают свое мнение о состязаниях.

Владимир Басов, совладелец виноторговой компании Real Authentic Wine, ресторатор, победитель Российского конкурса сомелье 2002 года:

Я не против конкурсов сомелье, сам участвовал и выигрывал, бываю в жюри. Но я прекрасно понимаю, что конкурс — это профессиональный спорт, который чем дальше, тем сильнее не соответствует реалиям современного ресторанного сервиса.

Сейчас у нас время больших ресторанов в двести посадочных мест и маленьких гастробистро, где на один квадратный метр два посадочных места. Ни там ни там, например, декантацию по правилам конкурса не применить.

Ресторанам нужны специалисты, которые работают с гостями и управляют винной экономикой — таким не светит выиграть конкурс. У них просто нет времени на подготовку к практическим заданиям конкурса, которые на практике не применимы. Может быть поэтому, чем дальше, тем чаще, конкурсы выигрывают те, кто в ресторане уже не работают, а иногда никогда не работали. Предлагаю ввести в обиход новый термин — «сомелье-спортсмен», чтобы было понятно специалист в какой области стоит перед вами.

Карина Щукина, шеф-сомелье ресторана «Волна»:

С одной стороны, конкурсы сомелье это действительно спорт. Для победы надо приложить немало усилий и времени на подготовку: выучить массу аппеласьонов, винных регионов, сортов, исторических фактов о вине. Плюс, надо отработать до нюансов сервис, чтобы укладываться в несколько отведенных минут. Еще необходим большой дегустационный опыт, чтобы в слепой дегустации узнать/угадать сорт, винтаж и регион откуда вино. И после — дать рекомендации по гастрономическим сочетаниям и правилам подачи вина. И на все это дают несколько минут. Даже имея опыт, без постоянной зубрежки и тренировок — конкурс не выиграть!

Сомелье, победивший в конкурсе, обладает высокой самодисциплиной, имеет развитые дегустационные навыки, владеет теорией и предлагает качественный сервис, а еще он стрессоустойчив и артистичен. Если вы ресторатор, то такой сомелье вам нужен.

Есть и обратная сторона медали: российский ресторанный рынок ориентирован на широкого потребителя. Поэтому рестораторы не видят смысла переплачивать и нанимать специалиста такого уровня. Их вполне устраивает сомелье с меньшим опытом, но способный продать побольше вина. И сомелье второго типа проще найти работу, чем опытному профессионалу. У профи есть некоторые требования к работодателю и несколько иные пожелания по зарплате.

Возвращаясь к вопросу о конкурсе: это способ для сомелье заявить о своем профессионализме на рынке, это самопродвижение.

Дмитрий Астахов, составляет винные карты для «Дома Культур», Imagine café, руководит винным клубом «Нет, только вино!»:

Я не считаю, что конкурсы сомелье потеряли свою актуальность. Скорее возникла необходимость в освежении программы конкурса и изменении критериев оценки. Очевидно, что сегодня изменилась аудитория интересующаяся вином, а сомелье, из персонажа взрослых сказок о красивой жизни, превратился во вполне реального человека, от которого ждут рассказа на понятном новому поколению языке. Но наряду с этим, общая культура профессии осталась неизменной и я считаю, что нужен некий баланс между пестованием традиций и соответствием требованиям сегодняшнего дня.

Антон Григорьев, cомелье бара Sinners&Beginners

Я с этим тезисом не согласен, потому под всей спонсорской гегемонией основных виноторговых компаний, скрывается «секта» единомышленников, которые живут этими конкурсами, обмениваются опытом, навыками и новыми знакомствами.

Владимир Косенко, ведущий преподаватель школы сомелье WineState:

Конкурсная история в России имеет очень короткую историю, поэтому изжить себя формат просто не успел. С другой стороны, явление может исчезнуть, только если придумывается что-то новое или возникает большое разнообразие событий в рамках данного направления. С учетом того, что в России винную культуру только-только начинают понимать, пресыщенности мероприятиями, в которых сомелье могут участвовать не только как потребители информации, но и как создатели повестки дня, очень мало.

Сейчас в Бельгии проходит Чемпионат мира, куда слетелись сомелье со всех стран. По тому, что мы можем увидеть в рамках конкурса, можно сказать, что в рамках мирового комьюнити сомелье это очень развивающаяся история. К примеру, Международная Ассоциация сомелье организовывает активную поддержку мероприятия как в прессе, так и в социальных сетях.

Зачем специалисту участвовать в них, может быть хватит только обучения по WSET? Тут можно смело провести параллели с вином. Когда ты потребитель, тебе просто должно быть вкусно, но если ценитель – важно углубляться и постоянно наращивать базу знаний.

У меня много знакомых сомелье, которые исключительно в силу занятости не могут принять участие в подобных конкурсах. Им некогда готовиться, хотя, возможно, при меньшей загрузке на работе они бы с радостью приняли участие. С точки зрения формирования себя как профессионала, конкурсы очень полезны. Они способны мотивировать специалиста развиваться, пополнять свои знания и быть в курсе дела, в общем, не дают застояться на месте. Конечно, есть люди, которые сами по себе неутомимы, достаточно мотивированны и целеустремленны, чтобы не участвовать в конкурсах с точки зрения получения каких-то дополнительных знаний, зато это прекрасная возможность проверить свои навыки на практике.

С помощью участия в конкурсах вы можете стать центром информационного потока, так как все внимание отрасли привлечено к новым именам в индустрии. Нужно использовать как можно большее число практик, чтобы расти как профессионал. В этом вам могут помочь как образовательные программы и самообучение, так и конкурсы.

Необходимы ли конкурсы в современных ресторанных реалиях? Видя победителей мировых конкурсов, мне кажется, что да. В лучших ресторанах мира, к которым Россия только начинает приближаться, это востребованная практика.

Элементарный пример: есть определенные нормы сервиса, которые, к большому сожалению, не введены в большей части ресторанов России. К примеру, знания при какой температуре сервировать вино и в каком порядке оно должно подаваться – это банальные формальности, которые могут показать уровень обслуживания в заведении. И, вовлекая специалистов в конкурсы, можно существенно повысить сервис обслуживания и уровень культуры потребления в стране. Конечно, все рестораны разные и где-то это приветствуется, а где-то совершенно не обязательно.

На мой взгляд, конкурс – это личная история, чтобы развиваться, делать мир вокруг себя лучше и ценить себя выше. Рестораны сегодня очень сдержанно относятся к конкурсам, так как они косвенные потребители специалистов, но с помощью них персонал может принести больше пользы заведению.

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+