Могут ли микроинфлюенсеры заменить авторитетных винных критиков? Стоит ли доверять их мнению?
Мария Гореславская, соорганизатор премии винных карт Russian Wine Awards:
В идеале, как и во всем, нужна золотая середина. Прислушиваться к мнению и тех, и других. Именно по этому принципу сформировано жюри нашей премии: приблизительно равное количество винных специалистов и так называемых инфлюенсеров. По своему опыту могу сказать, что большое количество специальных терминов и глубокое погружение в тему часто отпугивает тех, кто и является в конечном счёте покупателем и потребителем вина. Но это, разумеется, не значит, что профессиональные критики не нужны.
Светлана Ломсадзе (Сомелье ресторана Brasserie МОСТ):
Сейчас люди не понимают четкой разницы между мнением винного критика и лидера мнений. И я даже могу с этим согласиться, потому что в наше время к словам и рекомендациям блогеров прислушиваются и следуют им. Поэтому с какой-то стороны блогеров, которые пишут о вине можно назвать критиками. Какое из названий сохранится со временем не знаю — лишь бы не «микроинфлюенcеры».
Сергей Немцов, сомелье ресторана «Восход»:
Не думаю, что это возможно. Труд авторитетных критиков не заключается только в описании рандомно попавшихся им вин. Это структурированные труды о странах, регионах, истории хозяйств, описание урожаев, методов виноделия, истории перепродаж, смен энологов, потенциале вин и т.д. Такие просторные описания требуют издательств, а сбор материала — постоянных путешествий, связей внутри хозяйств, так как абы кого во многие места попросту не пустят. Вопрос доверия к винным блогерам такой же вопрос, как доверять ли отзывам потребителей о конкретной марке авто. Их предпочтения вполне могут совпадать с вашими, ровно как и нет. При этом многие из винных блогеров являются вполне сведущими в этом вопросе людьми. В целом доверять им, конечно, можно, но не слепо.
Ангелина Масленникова, сомелье ресторана «Кококо»:
Винный мир, на самом деле, не особо отличим в трендах от любой другой сферы. Если мы уже доверяем собственное здоровье блогерам, отчего бы к ним не прислушиваться относительно вина? Думаю, они уже заменили ведущих винных критиков. Да мы уже сами себе критики – взять то же Vivino (онлайн-сообщество, где пользователи могут оценивать вина и писать замечания). Вот только любое чужое мнение не гарантирует удовлетворения от продукта. Наверное, лучший способ не разочароваться – найти своего проводника в этот тернистый мир и слушать только его.
Антон Обрезчиков, журналист, винный эксперт:
Отчасти уже заменили, особенно в России, где нормальных винных критиков никогда не было, поскольку не было винного рынка в классическом смысле этого слова. Все люди, к мнению которых покупатель прислушивается здесь – так или иначе микроинфлюенсеры, во многом – по причине неразвитости рынка. Вот Денис Руденко, например, как был звездой ЖЖ, так, по сути дела, ею и остался – взращенная им совместно с Биссо Атанасовым секта так и кочует за ним с одной платформы на другую – сейчас это, кажется, Яндекс.Дзен и Youtube. Или, к примеру, бывший сотрудник SWN Василий Расков, с его каналом в телеграме и постами в инста, которые собирают по 300-350 честных лайков – ничто по меркам «большого инстаграма», но зато это преданная паства, которая именно что руководствуется советами Василия у полки. Есть, впрочем, в российском винном инстаграме и свои передовики производства с тщательно подкрученными тысячами подписчиков – какая-нибудь Настя in_love_with_wine или Яна yana_pro_vino, например, где все построено по законам классического инстаграм-бизнеса – то есть максимально бессмысленно с точки зрения передачи информации о винах, все раскрытие винной темы в ленте сводится все к тем же губам утки – но только с бокалом. Впрочем – есть и полезные сугубо с практической точки персонажи и в телеграме и просто в блогах – главное, что можно узнать у них – анонсы дегустаций, на которые стоит сходить, хотя и элементы классической винной критики там тоже попадаются, как у Стаса Лобанова. На американском рынке, эталонном в смысле медиа-поддержки – все то же самое, меньше журналов и рейтингов – больше блогеров и Vivino, с обязательными последующими потерями в качестве контента. И да, особенно бессмысленными персонажами стоит считать блогеров, которые заморочены на действительно топовых винах: шампанском, Бургундии, Бордо, ведь потребители этих вин соцсетями практически не пользуются.