Стесняюсь спросить: Почему российские вина имеют довольно высокую стоимость?
Начнем сначала. Понятно, что виноделие не может обходиться без кредитов, и нет никакой тайны в том, под какие проценты сейчас можно прокредитоваться в России. Стоимость этих немилосердных банковских кредитов заложена в себестоимости вина.
Рабочая сила в России тоже постоянно дорожает. Квалифицированных кадров не хватает на всех уровнях: от виноградаря и тракториста до бухгалтера и коммерческого директора. К сожалению, виноделие, как, впрочем, и другие отрасли сельского хозяйства, пока не стало престижной профессией. И трактористов, и бухгалтеров больше тянет в город, а удержать лучших из них «на селе» более вероятно – привлекательной зарплатой.
Импортная составляющая российского сельскохозяйственного производства по-прежнему высока. В виноделии мы зависим от импортных саженцев, импортных бродильных чанов, прессов, дубовых бочек и ещё множества комплектующих… Про курс иностранных валют тоже все знают.
Хотя в российское виноделие, наконец, пришёл большой капитал и мы знаем первые примеры серьезного инвестиционного подхода к масштабным проектам, всё равно генерировать убытки не входит ни в один из известных мне бизнес-планов. Хотя немедленной отдачи от вложенных средств в серьезном и качественном виноделии никто не ждет, все компании стремятся к операционной рентабельности. А значит, в себестоимость закладывается и большая часть рисков – от инфляционного до коррупционного.
Отечественное вино, в принципе, не должно быть дешевым. Оно должно быть разным: какое-то доступным, а какое-то — дорогим. Надо только, чтобы цена оправдывалась качеством
Несмотря на довольно превратное современное толкование маркетинга (большая часть «маркетингового» бюджета винных компаний идет на вхождение в розницу), этот бюджет тоже учитывается в цене продукта. На первом этапе вхождения в рынок он может составлять до 20 процентов от оборота. Это немало, но эту цену приходится платить, иначе ни в супер-, ни в гипермаркетах отечественного вина просто не будет. То есть продукт просто не дойдёт до адресата.
Ну и, наконец, налоги. Государство считает вино подакцизным товаром и регулярно повышает акцизный налог, бремя которого тоже переносится на себестоимость.
Всё это было только «с одной стороны» — со стороны производителя. Добавим к этому ещё две грани ценообразования: маржу дистрибьюторов, которые иногда почти удваивают цену, и маржу розничных операторов, наценка которых, в зависимости от формата ритейлера и от ценовой категории товара, может колебаться от 30 до 100 процентов. Почему так много? Отчасти – потому что то или иное предприятие торговли может быть недостаточно эффективным. И отчасти потому, что современная российская экономика недостаточно эффективна вообще.
Но всё это не должно приводить нас к мысли, что отечественное вино, в принципе, должно быть дешевым. Оно должно быть разным: какое-то доступным, а какое-то — дорогим. Надо только, чтобы цена оправдывалась качеством и признанием рынка. А путь к этому положению вещей — эволюционный и, увы, нескорый.