Топ-3 виноделен Крыма
Мнение Алекса, шеф-сомелье London Restaurant group в Сочи (Магеллан, «Как в Москве», Хмели-Сунели, Syndicate)
Пока доморощенные винные эксперты и сомелье все еще не могут решить достаточно ли хорошо русское вино, чтобы его пить, хочу спеть вам песню про вино и остров Крым.
Крым был русским, украинским, татарским, генуэзским и даже греческо-античным. И вот он снова ваш – барабульный край нефильтрованных чебуреков. И лоза тут росла и вино делалось, когда галло-римляне в Шампани и Мозеле еще и не помышляли о еврозоне, хрустящих рислингах, и вторичной ферментации в бутылках, не до этого им было. Спасибо древним грекам за их богов, аргонавтов, мифологию, и правильную (принудительную) винификацию колонизируемых земель. Потому что нельзя просто так отжать полуостров омываемый двумя морями и не растить на нем виноград, и не делать вино.
Сегодня видные люди винного мира такие как Мишель Роллан называют Крым одним из регионов светлого будущего в мировом виноделии. Я улыбаюсь. Светлое будущее в Крыму уже пару сотен лет как наступило, а временной отрезок упадка отрасли в 30 лет это совсем немного на фоне семи тысячелетий. Мы же в России не тыкаем пальцем в Тоскану 30 лет назад, у всех бывают временные трудности. Наши итальянские коллеги вышли из затяжного кризиса с отличными брунелло, кьянти классико, и сасикайей, а мы в Крыму на сегодняшний день выходим с отличным по любым мировым меркам пино нуаром, хересом, рислингом, мускатом, классическим игристым и барберой — привет, Италия, Испания, Германия и Франция!
Предлагаю вам топ-3 виноделен полуострова, вина которых уже можно встретить на материке на полках магазинов и в правильных винных картах.
Лицо — Паша Швец. Самый первый и самый известный русский сомелье, пример стопроцентной реализации себя в профессии – воплощение мечты о собственной винодельне. Самый известный, обсуждаемый, и осуждаемый знатоками вина человек. 10 гектар собственных виноградников – это очень мало даже для бутикового производства. 10 лет работы. На сегодня одна из самых технологичных и биодинамичных виноделен Крыма. Уппа – татарское название села Родное, высота 300-400 метров над уровнем моря, добраться непросто, но возможно. Хозяйство открыто к посещению туристами, если очень повезет, то Паша встретит лично и вам будет по-настоящему интересно. Тиражи вин в хозяйстве небольшие, вино дорогое и не всегда однозначное. И тут кто-то обязательно вставит про соотношение цена/качество, которого типа нет. Но тут не надо никого слушать – это вино дешево стоить не может и не хочет. Вина Швеца на слуху, сам Швец на виду. Всегда обсуждаем, всегда критикуем – следствие популярности и интересности его вин и простой человеческой зависти.
Что пить: пино нуар, рислинг, совиньон блан, барбера, не жалея себя и денег.
Лица – Игорь Самсонов и Олег Репин. Сравнительно небольшое хозяйство (всего 86 га). Восемь красных и восемь белых сортов винограда. Если вы даже ничего не понимаете в вине, то фамилию Репин запомнить легко – это как художник, только винодел. Русский. Крымский. Вина Репина не ждали, но когда на российский рынок последовательно вышла средняя (по цене) линейка Esse, все заговорили про новые маркеры терруара Качинской долины. Затем были представлены вина Kacha Valley запредельного уровня исполнения (не все). Теперь Олег Репин это бренд. Знак хорошего вкуса. Виноделам пример. И еще сам себе производитель, есть у него пара гектаров собственных виноградников с красивым названием «Listva», где Олег делает исключительный пино нуар, рислинг и каберне совиньон. Говорить про ТМ Oleg Repin и вкусно и грустно, в самом Севастополе могу назвать только три места, где эти вина можно купить, и вряд ли я назову вам их бесплатно. Про материк лучше вообще промолчать, даже если ты работаешь сомелье где-нибудь в Нижнем Новгороде, то твой максимум в работе с вином от Олега Репина – просто хотеть его и иногда лайкать картинки с рислингом в интернете. Но сам Олег продолжает гнуть свою линию на винодельне Satera, и в конце 2017 года он и идеолог проекта Игорь Самсонов забили еще четыре гвоздя в гроб объединенного понятия «Проссечки принеси!», выпустив на рынок сразу несколько игристых по классическому методу с выдержкой на осадке 3 (три, Карл!) года. Стоит неприлично, как приличное просекко — шах и мат. Всем будет не сладко
Что пить: рислинг, шардоне, каберне фран, пти вердо, блан де блан, брют розе, и, если фартанет — зеро дозаж.
Лицо – Игорь Сердюк. Винодел – Томас Долл. Владелец себя старается не афишировать, говорят, работает в банке. Судя по масштабности проекта, собственным посадкам винограда, которые стремятся к 800 гектарам, и своему питомнику виноградных саженцев банк неплохой, хороший даже. Отличительные черты проекта – очень большое количество сортов винограда, ассортимент поделен на три линейки, большое количество моносепажных вин, и производство айсвайнов, честных-настоящих. Все слышали, что айсвайны делают даже на Тамани, я тоже слышал и даже пробовал и скажу, это не может быть предметом для гордости, потому что айсвайны они только по названию, по технологии вопросы есть не только у меня. В Alma Valley все как надо – сбор ягод в начале января в долине реки Альма, пронизываемой ветрами степного Крыма. Ice Wine из рислинга у них что надо – первый русский настоящий, теперь об этом знают даже в Лондоне. В Крыму и в материковой России вина можно приобрести свободно, объемы производства позволяют. Есть несколько фирменных магазинов в Симферополе, на хозяйстве, и даже Alma Bar в Москве. Отмечу адекватность ценника, дорогим может показаться вино из резервной линейки, но это смотря где пить – в Крыму на местности недорого даже в ресторанах, где Альму знают и любят.
Что пить: совиньон блан (из любой линейки), рислинг (полусухой и классный), мерло резерв, фюме блан, петит арвин, сухой траминер, шираз и темпранильо.
Это, конечно, далеко не все винодельни Крыма. Но начать стоит именно с них. В детстве, когда мне бабушка приносила борщ, сначала я всегда съедал сметану, потому что время было неспокойное и до борща дело могло просто не дойти. И теперь в сметане и вине я кое-что понимаю…