Vintae, игра не по правилам
23 октября в «Marriott Новый Арбат» в Москве прошел 13-й Салон испанских вин при поддержке торгово-экономического отдела посольства Испании в России. На полях форума мы поговорили с Джоан Долинек, представителем компании Vintae, встряхнувшей консервативный мир вина своей маркой Matsu.
— Джоан, ваша компания молода. Рынок испанского вина очень богат, не говоря уже о мировом. Что объединяет вина, которые вы представляете рынку?
— Действительно, компания молода и амбициозна. И в этом наша энергия, преимущество. Vintae — это семейное дело, где нет места корпоративным склокам, где все подчинено идее подарить людям отличное вино. В династии Арамбарри, которой принадлежит компания, были виноградари и виноделы в рядах нескольких поколений. Основатель компании Рикардо Арамбарри старший долгое время был просто любителем вина и хранителем семейного виноградника, но затем, накопив достаточный опыт, решил восстановить семейное дело, которым занимались его предки и в 1999 году вернулся в винное производство. После его ухода, компанию взяли в свои руки его сыновья Рикардо и Хосе Мигель Арамбарри (Ricardo and José Miguel Arambarri) и продолжили развивать его идеи и привносить что-то свое. Сейчас, Vintae это — 12 сортов вина со всей Испании, три винодельни, работа более чем с 40 производителями по всей стране и стремление продемонстрировать разнообразие испанских терруаров и винных стилей.
— На ваш взгляд, в чем изюминка вашей компании, чем она примечательна.
— Пожалуй, для нас характерна некая чертовинка, безумство, фанатизм. Это энергия жизни. Все подчинено идее сделать лучшее вино, совершенствоваться, не отпускать ситуацию. Это требует большой концентрации, сил и энергии. Но это и питает нас, мотивирует, придает сил. И это не повинность, это чистый фан.
— Мне кажется, вы характеризуете всех испанцев, горячая южная кровь, солнечная энергия жизнелюбия. И все же, что в вас не так, как у других?
— Пожалуй, мы ориентируемся на молодых. Не секрет, что с каждым годом ценители вина молодеют, и мы хотим соответствовать тренду последнего десятилетия. Глава компании Рикардо Арамбарри (Ricardo Arambarri) сказал об этом так: «Мы не хотели быть еще одной винодельней Риохи, мы хотели быть другими. Именно тогда родилась Vintae».
— Продолжая эту тему, должен, воспользовавшись случаем, сделать комплимент на предмет вашего дизайнерского решения в отношении вина Matsu, которое наделало столько шуму на рынке, что само по себе событие, так как наделать шуму крайне непросто. И все таки… Вы придерживаетесь современных решений в оформлении своих вин, что больше характерно для производителей Нового Света, ЮАР и Австралии, где нет большой истории виноделия, где нет богатой геральдики и отсутствие традиционного консервативного дизайна оправдано. Испания — другое дело. Ее производителям впору ориентироваться на Францию и Италию. Богатая история, замки, маркизы через одного — и все же много современного дизайна в консервативном жанре презентации вина. Почему?
— Мы хотим передать характер нашего вина, рассказать историю людей, чьими руками оно создавалось в единении с природой. Допустим, вы приходите в винотеку и смотрите на ряды шато на этикетках. Это могут быть замечательные вина, но мы бы хотели выделяться. Наша идея с лицами на этикетках с одного взгляда формирует у ценителя вина представление о его характере. Молодость, зрелость, старость — это так просто и понятно. Рикардо говорит об этом так: «Иногда винный бизнес слишком скучный, поэтому, мы стараемся быть в состоянии рассказывать истории, общаться через наши этикетки, через социальные сети… и мы всегда были очень справедливы с точки зрения цены».
— Вы правы. Когда встречаешь такие удачные решения, думаешь, почему этого не придумал я? И все же вы понимаете, что современный дизайн может отсекать консервативных любителей вина, несмотря на яркость и информативность вашей презентации.
— Да, мы понимаем это. Но это наша находка и наше решение — и определенный расчет на молодого покупателя. Хотя взрослые любители вина молодятся и могут оценить нашу презентацию. Мы в этом даже уверены.
— Как родилось название Matsu? Почему это японское слово? Что это, маркетинговый ход в угоду всегда модной и загадочной японской культуре?
— Нет, это не дань моде. Рикардо, который занимался проектом в самом начале, всегда был поклонником японской культуры. Однажды он пришел и сказал, это будет Matsu. Японское слово, означающее что-то среднее между ожиданием и смирением. Он посчитал, что в испанском такого слова не нашлось. И, хотя это вызвало недоумение и даже иронические протесты внутри фирмы, он настоял на своем и не прогадал. Идея в том, что это слово передает состояние виноградаря, когда он всегда ждет прохождения множества стадий созревания винограда — от сокодвижения до сбора, — отдавая на откуп природе, созерцая в долгом и смиренном ожидании это чудо рождения.
— Вы часто говорится о минимальном вмешательстве в рождение вина технологий, в связи с этим напрашивается вопрос о популярной сейчас теме биодинамических вин. Что это — попытка оживить индустрию, поиск нового вкуса или маркетинговый ход?
— Да, мы отслеживаем ситуацию с концепцией биодинамических вин, но наше к этой теме отношение смешанное. С одной стороны, мы хотим верить, что эта тема призвана дать миру вина новое дыхание, новые ощущения для потребителя. С другой стороны, мы склонны думать, что эта тема, закованная регламентами и лицензиями, носит коммерческий характер и призвана привлечь новую прибыль для ряда производителей. Около 15 лет назад появилась мода на биовина, концепция которых активно продвигалась некоторыми производителями, энологами и профильными СМИ. Но эти вина с большим осадком невозможно было пить. Сейчас, спустя время, ситуация изменилась и биовина достигли определенного уровня во всех аспектах, но не сказать, что приставка «био» дала миру вина революционный вкус и качество. Та же ситуация с биодинамическими винами. Мы можем открыто заявить, что наши вина биодинамические. Так как процесс производства вина всегда завязан на природные циклы и добросовестный производитель следит за естественным ходом в каждом звене цепочки производства. Но признание вина биодинамическим — это официальная сертификация, дорогая и сомнительная. Пока мы не видим для себя необходимости включаться в этот процесс.
— Каковы планы компании на 2018 год?
— Мы продолжим работу по совершенствованию фирменных сортов винограда, таких как «темпранильо» и «гарнача», ведь это визитная карточка испанского виноделия. Будем находить новый интересный виноград, ведь Испания — крупнейшая страна в мире по площади виноградников, но множество винограда проживает бесславную потребительскую жизнь. Продолжим находить виноделов с креативным видением на создание вина, и как следствие наших друзей во всем мире ждут новые открытия от Vintae.