Меню – самая любимая бумага в мире

Новая книга Николаса Ландера «On the Menu» — выжимка знаний о составлении идеального ресторанного списка блюд

В нашей стране в это чудесное время, когда рестораны открываются и закрываются со скоростью, едва уловимой глазом, вопрос о составлении понятного и интересного меню отходит на второй план. Новоиспеченные рестораторы, которые открывают заведение, часто ставят во главу всех целей только прибыль. Если присовокупить к этому перебои в поставках продуктов и вина, проблемы с логистикой и внутренней организацией работы, меню часто становится жертвой обстоятельств, а не лицом заведения. А зря.

Николас Ландер делится очень важными аспектами составления списка блюд, его оформления и организации. В прошлом — управляющий лондонского ресторана L’Escargot, Ландер, журналист и коллекционер меню, говорит: «Это самая важная бумага в ресторанной индустрии, и до сих пор никто о ней не написал книгу. Я коллекционирую ресторанные меню более 30 лет, их у меня набралось великое множество. Почему бы не рассказать о них миру?»

Автор запустил краудфандинговую кампанию, чтобы опубликовать книгу, и собрал нужную сумму всего за 90 дней. Через 15 месяцев книга была готова к печати. В ней 80 фотографий идеальных по дизайну и организации меню и интервью со звездными шефами вроде Хестона Блюменталя, Рене Редзепи и Питера Гилмора. Помимо этого, как принято сейчас говорить, мотивационного материала в книге есть и реальные советы, которые помогут ресторатору организовать свой список блюд. Ландер уверен, что меню должен составлять не только шеф — оно должно быть плодом коллаборации повара и ресторатора. «Лучшие из них всегда вдохновлены талантом шефа, которые представляет заведение со стороны кухни, а написаны ресторатором, который смотрит на общепит из зала», — заявляет он.

  Самое кошмарное, по мнению Ландера, — когда меню копируют на ксероксе или распечатывают на принтере в офисе ресторана. Эстетство автора, конечно, можно понять, но давайте взглянем фактам в лицо — в российских ресторанах блюда очень часто меняются, некоторые уходят в стоп-лист, а некоторые дорожают чуть ли не каждый день. Если заказывать дорогую печать в хорошей типографии, заведение быстро вылетит в трубу. Вопрос для наших рестораторов — еще более сложный — как организовать гибкое и утилитарное, понятное и красивое, все в одном переплете. Ландер, конечно, советует создавать новое меню ежедневно, в котором шеф-повар рассказывает о том, что его вдохновляет и чем он хочет порадовать гостей, но это скорее применимо к ресторанам высокой кухни, а не к демократичным заведениям. Ландер говорит: «Нет лучше способа поведать гостям о блюдах, чем перечислить их и рассказать, как они готовятся».

В книге есть, конечно, и тема винной карты. Вот где сомелье, шеф, ресторатор и гости периодически друг друга не слышат. Автор предлагает простейшее решение — рекомендовать напитки в основном меню, вместе с блюдами. Как пример Ландер показывает копию лаконичного меню парижского Taillevent: на первой его странице — основные блюда, на второй и третьей — список вин, а в конце — десерты. «Это, пожалуй, одно из самых демократичных меню, что я видел», — говорит автор книги. Такая организация — тоже вопрос спорный. Если меню будет рассказывать о сочетаниях, то пропадет половина магии сомелье, который способен подобрать вино по настроению и ситуации.

Словом, «On the Menu» — это, как говорится, маст-хэв для всех, кто хоть как-то связан с ресторанной жизнью: красивая, полезная и по-снобски выхолощенная настольная книга, из которой можно черпать вдохновение большой ложкой. Исторические меню и интервью с шефами делают это издание простым развлекательным чтивом для любой категории людей, любящих гастрономический мир.

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+