Алексей Зимин: «Голая теория ничего не даёт»
Главный редактор сайта Eda.ru, ресторатор и в прошлом гастрономический критик открывает онлайн-школу поварского искусства. Мы поговорили с Алексеем о том, как устроена школа и зачем ему это нужно.
— Алексей, расскажи, что ты затеял?
— Это кулинарная школа, которая работает по принципу обычной: лекции, домашние задания, их проверка, встречи и разбор ошибок. Но происходит это онлайн, и поступивший получит не букварь, а нож и красивый фартук.
— Ты делишься рецептами уже 14 лет. Три книги, рецепты в журналах, а также кулинарная программа на телевидении и школа «Рагу». Что нового ты собираешься показать?
— Прежде всего, это связный курс лекций. Как и в любой школе, обучение подразумевает наличие определённой дисциплины со стороны ученика. То есть нельзя научиться всему, что я описываю, просто посмотрев рецепт на быстрой перемотке. Нужно слушать, выполнять все задания, отчитываться. Заставлять себя делать что-то новое.
— Чем это отличается от кулинарных курсов, которые можно посмотреть на YouTube, где дают советы разные умные люди?
— Тем, что у меня в школе есть инструментарий, который тебя немножко дисциплинирует. Есть обратная связь, в отличие от YouTube, ну, и определённая ответственность. Ты заплатил деньги, и это отчасти гарантирует, что ты проявишь немножко старания. При этом ты можешь продолжать смотреть видео на YouTube, сравнивать и выбирать.
— То есть всё-таки плата для ученика — это некая гарантия, что он всё же досмотрит и доучится?
— Цель же не в том, чтобы собрать деньги с населения, а чтобы у населения были результаты. А они будут. Это же ремесло, так сказать, голая теория ничего не даст. Действительно, можно найти рецепты всех блюд на YouTube или любом кулинарном сайте. Но, вероятно, они не будут системно связаны; даже в цикле лекций, скорее всего, не покажут всего необходимого оборудования, не расскажут о технологиях, которые являются образовательной базой.
— Ты взял за основу французские кулинарные техники. Почему ты не делаешь ставку на итальянскую кухню или какой-нибудь новый стритфуд?
— Во-первых, французские техники универсальные. И в китайских ресторанах в Гонконге пользуются ими же. Во-вторых, для школы важен элемент некой чрезмерной трудоёмкости. Конечно, если построить курс на приготовлении простых вещей, ты действительно научишь человека варить пасту. Но показать, как разные продукты ведут себя в разных сочетаниях, в разных температурных режимах, в разных средах, на разных сковородках и так далее, у тебя получится, только если ты будешь использовать самую академически точно выверенную школу в мире. Французы связали одно с другим, на этом материале проще объяснять взаимосвязи, которые универсальны для любой другой кухни.
— Закончив обучение, чему научится слушатель? В бытовом плане.
— Он сможет приготовить 30 интересных обедов и ужинов, в какой-то степени деликатесов. Он узнает тонкости приготовления нескольких десятков блюд, которые считаются наиболее известными не только в современном мире, но и в истории кулинарии в целом.
— Например?
— Парижский луковый суп, салат «Цезарь» и так далее. Плюс получит подробную информацию про основные виды мяса, птицы — про принципы работы с ними, немного про разделку, про всевозможные техники нарезки. Всё то, что человеку позволит ориентироваться в кулинарном мире, открыть кафе или хотя бы осознавать, какие процессы происходят в сковородках. Ну, и абсолютно точно готовить по большинству кулинарных книг, понимая, что там написано.
— Ты всю жизнь пропагандируешь любовь к кухне, а, например, читатели твоего сайта хотят знать всё про майонез, сырники и выпечку. Тебе не кажется это странным?
— У меня нет задачи увлечь этим делом миллионы людей, это просто невозможно, да и незачем: смысла в этом нет. Но те 300-500 человек, которые будут реально этим заниматься, дадут мощную отдачу, и мы уже сможем говорить о магии больших цифр. Условная школа «Рагу», через которую прошло 2 000 человек, дала результат: многие из выпускников открыли вполне заметные хипстерские заведения. И как минимум в их окружении ещё десятки людей по цепочке тоже увлечены какими-то идеями.
— Сколько учеников уже записалось? Интерес к школе есть?
— Мне пишут, спрашивают. Первый набор будет состоять из 16 человек.
— Почему ты вводишь ограничения? Ты же делаешь это в интернете, где размер не имеет значения.
— Потому что это прежде всего школа. Это общение, в том числе и между собой, и всему есть предел. Я выступаю в роли наставника, а поддерживать связь с бесконечным количеством людей трудно. Должен быть хотя бы абстрактный, но всё же личный контакт. Ученики смогут общаться со мной в интернете по расписанию.
— То есть, когда студенты будут корпеть над соусом, ты сможешь в этот момент плавать в бассейне и объяснять, где они ошиблись?
— Гипотетически да.
— Почему ты не хочешь просто кататься между Пензой, Москвой и Лондоном, где расположены рестораны, которыми ты руководишь, и спокойно зарабатывать деньги? Эта школа наверняка не самый выгодный коммерческий проект в твоей жизни.
— Нет. Но потенциально это может быть долгоиграющая история. Тут ты почти не зависишь от моды. Мясо не перестанет, так сказать, покрываться корочкой.
Официальный сайт школы: www.eda.ru/school