Американцы клонировали вино
Калифорнийский стартап обещает создавать полные копии дорогих вин
Американский стартап AVA занимается синтезированием дорогих вин. Специалисты по биоинженерии изучают молекулярное строение вина и фактически клонируют его, перестраивая структуру клеток. Для их создания химики проанализировали состав, определив ключевые молекулы аромата. Далее они подобрали синтетические аналоги, которые подменяют вкус. Дополнительно химики используют воду, этанол и смесь ароматических соединений. Сейчас команда проекта производит клоны шампанского Dom Pérignon 1992 года. Предзаказ на бутылку вина можно сделать на сайте компании. Бутылка «клона» обойдётся в 50 долларов. It's My Wine поговорил с совладельцем компании Алеком Ли о перспективах технологии.
— Как возникла идея создать AVA?
— Она была навеяна вином Chateau Montelena 1973 года. Соучредитель AVA Мэрдонн Чуа увидел бутылку в одном из бутиков и подумал, что это позор: лишь немногие избранные знают, каково это вино на вкус. Это равносильно тому, если бы к Моне Лизе доступ могли иметь лишь несколько человек. Идея заключалась в том, чтобы воссоздать вино, которое мог бы попробовать каждый.
— И как это всё работает?
— На первом этапе мы с Мэрдонном пробовали сочетать этанол с фруктовыми ароматическими соединениями, такими как этилгексаноат, однако у напитка был неприятный вкус. После этого мы с помощью масс-спектрометрии, газовой хроматографии и прочих инструментов, названия которых вам всё равно ничего не скажут, проанализировали состав различных вин, определив ключевые молекулы аромата. Ну и в конце просто смешали эти молекулы в различных пропорциях.
— Собираетесь ли вы расширять линейку предлагаемых вин?
— Сейчас мы намерены сделать шампанское Dom Pérignon. Если всё пройдёт успешно, мы быстро расширим линейку продуктов. Уверен, что сможем предложить покупателям известные белые и красные вина.
- 1/7
- 2/7
- 3/7
- 4/7
- 5/7
- 6/7
- 7/7
— Скажите, это «химия» или натуральный продукт?
— В этих винах не будет ничего такого, что вы бы не стали использовать в пище. Вполне возможно, что некоторые из вкусов будут синтезированы искусственно, но они и так уже используются в продуктах. Это то, про что в инструкции, например, пишут «ароматизатор аналогичный натуральному». Наша цель — чтобы продукт получился полностью химически идентичным натуральному.
— Можно ли надеяться на удешевление конечного продукта?
— Да, определённо. После расширения линейки и выхода на массовый рынок, мы сможем существенно сократить затраты на производство вина и, соответственно, снизить его конечную стоимость.
На данный момент AVA ведёт переговоры с компаниями, которые бы взялись за реализацию продукта. Кроме того, стартап готовит необходимые документы для регуляторов. Компания уже привлекла 2,5 миллиона долларов финансирования от неназванных инвесторов, которые, по словам Ли, являются экспертами в области виноделия.