Стесняюсь спросить: Почему российские вина имеют довольно высокую стоимость?

Игорь Сердюк, заместитель директора винодельческого хозяйства Alma Valley
Игорь Сердюк, заместитель директора винодельческого хозяйства Alma Valley

Начнем сначала. Понятно, что виноделие не может обходиться без кредитов, и нет никакой тайны в том, под какие проценты сейчас можно прокредитоваться в России. Стоимость этих немилосердных банковских кредитов заложена в себестоимости вина.

Рабочая сила в России тоже постоянно дорожает. Квалифицированных кадров не хватает на всех уровнях: от виноградаря и тракториста до бухгалтера и коммерческого директора. К сожалению, виноделие, как, впрочем, и другие отрасли сельского хозяйства, пока не стало престижной профессией. И трактористов, и бухгалтеров больше тянет в город, а удержать лучших из них «на селе» более вероятно – привлекательной зарплатой.

Импортная составляющая российского сельскохозяйственного производства по-прежнему высока. В виноделии мы зависим от импортных саженцев, импортных бродильных чанов, прессов, дубовых бочек и ещё множества комплектующих… Про курс иностранных валют тоже все знают.

Хотя в российское виноделие, наконец, пришёл большой капитал и мы знаем первые примеры серьезного инвестиционного подхода к масштабным проектам, всё равно генерировать убытки не входит ни в один из известных мне бизнес-планов. Хотя немедленной отдачи от вложенных средств в серьезном и качественном виноделии никто не ждет, все компании стремятся к операционной рентабельности. А значит, в себестоимость закладывается и большая часть рисков – от инфляционного до коррупционного.

Отечественное вино, в принципе, не должно быть дешевым. Оно должно быть разным: какое-то доступным, а какое-то — дорогим. Надо только, чтобы цена оправдывалась качеством

Несмотря на довольно превратное современное толкование маркетинга (большая часть «маркетингового» бюджета винных компаний идет на вхождение в розницу), этот бюджет тоже учитывается в цене продукта. На первом этапе вхождения в рынок он может составлять до 20 процентов от оборота. Это немало, но эту цену приходится платить, иначе ни в супер-, ни в гипермаркетах отечественного вина просто не будет. То есть продукт просто не дойдёт до адресата.

Ну и, наконец, налоги. Государство считает вино подакцизным товаром и регулярно повышает акцизный налог, бремя которого тоже переносится на себестоимость.

Всё это было только «с одной стороны» — со стороны производителя. Добавим к этому ещё две грани ценообразования: маржу дистрибьюторов, которые иногда почти удваивают цену, и маржу розничных операторов, наценка которых, в зависимости от формата ритейлера и от ценовой категории товара, может колебаться от 30 до 100 процентов. Почему так много? Отчасти – потому что то или иное предприятие торговли может быть недостаточно эффективным. И отчасти потому, что современная российская экономика недостаточно эффективна вообще.

Но всё это не должно приводить нас к мысли, что отечественное вино, в принципе, должно быть дешевым. Оно должно быть разным: какое-то доступным, а какое-то — дорогим. Надо только, чтобы цена оправдывалась качеством и признанием рынка. А путь к этому положению вещей — эволюционный и, увы, нескорый.

Не стесняйтесь присылать свои вопросы на адрес редакции: wine@itsmywine.ru

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+