Заменитель виски, имитатор рома
Как купить шотландский виски, а не настой коры дуба
«Настой спиртованный ржаного солода, настой коры дуба, ароматизатор «виски», идентичный натуральному, колер сахарный…». Это не рецепт из «Поваренной Книги Анархиста» и не средневековое лекарство от чахотки. Это открытый состав напитка c надписью whiskey, напечатанный на контрэтикетке. Мелкий шрифт поясняет: «with taste». Со вкусом виски, стало быть...
No whiskey in the jar. Антигерои последнего времени — появившиеся в кризис и получившие второе рождение в последние два года «висковые», «ромовые» или «коньячные» напитки, содержащие минимальное, а иногда и вовсе нулевое количество виски, рома или коньяка. Они выпускаются совершенно легально, в красивой упаковке, которая вместе с низкой ценой привлекает малоискушенных любителей крепкого. Самый популярный бренд этой серии — Роусонс Резерв (не путать с Роусонс Ритрит, классическими автралийскими винами от компании Penfolds), в состав которого, кроме «ирландского вискового выдержанного дистиллята» входят банальный этиловый спирт, вода, сахарный сироп, ароматизаторы дубовой бочки. Сколько именно в бутылке содержится «вискового дистиллята», а сколько — безликого этилового спирта, ни контрэтикетка, ни представители компании не раскрывают.
В отличие от простого виски, их вкус обогащают настой коры дуба, ароматизатор пищевой «виски», идентичный натуральному, краситель и сахарный сироп
На российском рынке давно бродят забавные марки, представляющие собой водный раствор спирта с вкусовыми добавками, названия которых имитировали напитки более высокого уровня. Например, «Капитанский ром» существует на рынке Дальнего Востока с 1990-х годов. Но доля подобных игроков оставалась незначительной. Несоответствие надписи на этикетке непритязательному содержимому бутылки было видно невооруженным глазом. Ситуация кардинально изменилась в 2013 году. Крупнейшая в мире алкогольная компания Diageo, владелец брендов Johnnie Walker, Captain Morgan, Smirnoff и многих других, выпустила на российский рынок ромовый напиток Shark Tooth. Запоминающийся дизайн, продвижение бренда и, не в последнюю очередь, привлекательная цена привели к коммерческому успеху. “Акулий зуб” занял третье место по объёмам продаж ромов в России, уступая только таким гигантам как «Бакарди» и «Капитан Морган». Растущие объемы продаж спровоцировали компанию на проведение аналогичного сценария и в другой категории. Старт продаж вискового напитка «Роусонс Резерв» произошел только в августе 2014 года, но на данный момент он стал вторым продаваемым в РФ ирландским «виски» после «Джеймесона».
Если в Shark Tooth и Rowson’s Reserve содержится количество виски — пусть производитель и не раскрывает его пропорцию по отношению к обычному спирту класса «Люкс», — то некоторые в погоне за прибылью пошли дальше. «Капитанский Ром», производимый компанией «Синергия», кроме воды и ректифицированного спирта состоит из «настоя коры дуба, корицы, мелиссы лекарственной, чернослива, мускатного ореха, гвоздики, сахарного колера и ароматизатора пищевого пряного». Обилие специй и красителей призвано замаскировать очевидный факт: рома в этом ректификате нет. Пионеров рынка горьких настоек и висковых напитков настигло кармическое возмездие. В федеральных сетях уже появились «настойки горькие со вкусом виски» «Блэк Баттлер» и «Ред Баттлер», до боли напоминающие Black Label и Red Label Джонни Уокера. Только дизайном, конечно. В отличие от простого виски, их вкус обогащают «настой коры дуба, ароматизатор пищевой «виски», идентичный натуральному, краситель и сахарный сироп». Список таких весёлых брендов алкогольного рынка можно продолжить настойкой горькой со вкусом виски «Royal Mile», джином «Вологодский», виски «Офицерский клуб» и ромом «Советский». Он же – ещё не оруэлловский джин «Победа», но уже очень близко.
Во имя печени и пресвятых вкусовых рецепторов, хотя бы время от времени хочется от этого поберечься
Перефразируя самого известного в мире винодела, “по спиртам их узнаете их”. Шотландский виски, помимо ограниченного списка сырья для его производства, имеет минимальный регламентированный возраст выдержки: три года, за которые дистиллят смягчает свой аромат и вкус. На другой чаше весов у нас полученный из зернового сырья или картофеля невыдержанный этиловый спирт класса «люкс», с настоем дубовой коры. То, что он будет отличаться по вкусу от виски, станет очевидно даже при отсутствии теоретической базы, а просто в сравнении. Ром — это крепкий спиртной напиток, который делают из мелассы, побочного продукта производства сахара из сахарного тростника или непосредственно из сока этого сахарного тростника. Меласса даёт рому его фирменную сладкую ноту в аромате и мягкость во вкусе. Ничего подобного в ректификате не обнаруживается. Эту сладость натурального сырья и пытаются заменить карамелью, сахаром и специями. Но, во имя печени и пресвятых вкусовых рецепторов, хотя бы время от времени хочется от этого поберечься.
Как купить шотландский виски, карибский ром или французский коньяк, а не «спирт Люкс с настоем дубовой коры»?
1. С подозрением относитесь к новым брендам.
Если у вас мало времени изучать состав на контрэтикетке, выбирайте то, что уже понравилось лично вам и с чем вы знакомы. Джон Джеймесон, Реми Мартен – мужчины, которые не подведут в трудную минуту.
2. Внимательно смотри на ценник, этикетку и контрэтикетку.
У организации с длинным названием РосАлкогольРегулирование есть свои (пусть даже иногда глубоко скрытые) плюсы. Супермаркеты и другие ритейлеры вынуждены честно писать о содержимом бутылки и о стране происхождения. Если под красивой бутылкой «whiskey» вы прочтете «напиток висковый, Россия, Мордовия», вряд ли эта покупка будет удачным экспериментом.
3. Выпивая в баре, смотрите за тем, какое крепкое выбираете.
Не самые щепетильные бармены нередко могут включить подобный «висковый напиток» в карту бара, причём расположить его среди благородных скотчей и ирландцев под. А если подобный вискизаменитель оказался в баре, будьте уверены, в Виски Сауэр и Олд Фэшн будут наливать именно его.
4. Если вам хочется сэкономить, присмотрись к крепким напиткам, продающимся по акции.
Выгода от покупки псевдо-виски или квази-рома минимальна: стоят они в среднем на треть дешевле настоящего рома или виски. В пору скидок легко можно взять настоящий продукт за те же деньги.