Гости из будущего
Мы можем представить, каким было пиво прошлого – мутным и кислым. А вот каким будет пиво и пивной мир будущего? Скажем, через десять лет? Через двадцать? Вот несколько мыслей по поводу того, что произойдет на пивном фронте в ближайшие годы.
Очевидно, крупные корпорации доведут до ума технологии скоростного брожения. Что это даст? Весь цикл брожения и созревания будет занимать не неделю-две, как сейчас, а день-два. Хорошо ли это? Для пивгигантов – безусловно, отлично. Они смогут уменьшить затраты на производство продукта. А вот потребители вряд ли заметят разницу. Этически же этот вопрос достаточно дискуссионен. Научно-технический прогресс или верность традициям?
Если говорить о «крафтовом» пиве, то этот сектор будет размыт, а термин и вовсе может исчезнуть. Уже сейчас в американских заведениях в пивных картах далеко не всегда выделяется какое-то там «крафтовое» пиво. Нет, все эти ваши догфишхеды и сьерраневады могут запросто соседствовать с Bud и Miller, даже в заведениях, ориентированных на «крафт». То ли еще будет.
Светлые лагеры останутся на своем месте и будут по-прежнему составлять львиную долю продаж пива. Никакие IPA или кисляки не станут «новыми евролагерами».
Если ГМО-технологии все же пойдут в широкое применение, нужно ожидать настоящего прорыва и в пивоварении. Дрожжи с запрограммированными и желаемыми побочными ароматическими продуктами брожения. Хмель, с любым представимым запахом. Это, конечно, отчасти фантазии. Даже при физической возможности, вряд ли кто будет промышленно выращивать сорта хмеля с ароматом клубники и банана – просто, потому что они вряд ли пригодятся в массовом пивоварении.
Но вот сугубо технологические аспекты – дело другое: уже существуют разработки устойчивого к болезням ячменя, однако законодательные запреты и общественное предубеждение мешают внедрению технологии. Увы.
Разделение на эли и лагеры может ввиду всего этого останется только в стилевом поле – технически расы дрожжей будут обладать не «историческими», а нужными пивовару характеристиками. Разрыв между элями и лагерами сократился до минимума уже сейчас: большая часть элевых дрожжей опускаются на дно так же, как и лагерные дрожжи – а еще сто лет назад все было по-другому.