Ты что, самый умный?

Чемпион Российского конкурса сомелье Александр Рассадкин пьёт пиво и рассказывает о жизни, состоящей из одного большого экзамена

Пока мы фотографируем свою еду и припоминаем список бордосских гран крю, в Российском конкурсе сомелье участвуют те, кто действительно разбирается в винах. Чтобы поместить в голову знания о сортах винограда, регионах производства, стилях виноделен и технологиях, требуется намного больше сил, чем просто гладить экран смартфона пьяным пальцем. 27-летний Саша Рассадкин, старший преподаватель питерской школы сомелье «Энотрия» стал в этом году чемпионом Российского конкурса сомелье, а в прошлом – обладателем «Балтийского Кубка», и для этого он превратил свой мозг в винную энциклопедию. Как и Лео Фендер, изобретатель легендарной гитары, который не был гитаристом, Саша никогда не работал сомелье, но по результатам состязаний он – лучший сомелье страны. Кстати, в отличие от Фендера, Рассадкин на гитаре играть умеет, у него даже была рок-группа до того, как вино ударило в голову. «Давай встретимся, поговорим, запросто. Вино? Нет, надо отдохнуть от него, давай лучше по пивку» – пишет Саша в ответ на приглашение. В фалафельной на Рубинштейна здоровяк Рассадкин объяснил, как учиться вину, почему у нас мало хороших сомелье и при чём здесь скримо металл.

Глеб Короленко, itsmywine.ru: — Как это, быть первым не сомелье с регалиями главного сомелье России – 2015?

Александр Рассадкин: — Да ничего в жизни не изменилось. Мне нравится вспоминать об этом, типа «круто, я лучший», но как это применить я пока не знаю. Куда девать эту победу? В жизни вроде всё по-старому, работаю в винной школе, книжки читаю. Сейчас, после конкурса, к которому я готовился три месяца, нужно отдохнуть пару недель.

— Сколько ты занимаешься вином?

— Я всё время забываю и каждый раз приходится считать заново. В этом году я насчитал 7 лет. Короче, я всё время работаю, но заниматься вином и работать в нём – это разные вещи. На своей первой работе, в 19 лет, я был винным мерчендайзером, и я не считаю, что это значит «заниматься вином». Это была подработка, я был студентом и мне, по правде говоря, было не очень интересно. Потом мне предложили стать менеджером, продавать вина из отдела несетевой розницы. Тогда начали начитывать какие-то простенькие тренинги по вину и стало гораздо любопытнее. На следующей работе я был кавистом в винном бутике и стал к вину еще ближе. Через пару лет работы я вёл там свои первые лекции для новых сотрудников, а потом меня начали отправлять во все бутики сети, чтобы тренировать персонал. Я толкал святые идеи, хотел уровневую систему знаний, сам разрабатывал тесты. Это было крутое время, но постепенно, знаешь как это бывает, меня начали нагружать на работе все больше и больше, пока я не понял, что пора оттуда сматываться. С опытом лектора по вину я постепенно стал преподавателем в Энотрии, заменяя там то одного препода, то другого. Первую собственную лекцию в винной школе я провёл на тему «Водка», а потом постепенно вёл всё больше уроков, нарабатывал опыт, и вот я старший преподаватель. Короче, 7 лет прошло.

— А что с тобой происходило до вина?

— Я учился в университете Кино и Телевидения, хотел стать звукооператором. У меня был класс из 20 человек, из которых каждый второй играл на гитаре, и все были полными раздолбаями. Я играл в рок-группе, мы делали что-то среднее между скримо и мелодик дэт металом, вдохновляясь шведской тяжелой музыкой. В какой-то момент мы перестали выступать, потому что в клуб приходило по 5 человек, а сил на это уходило очень много. Сейчас винные лекции и конкурсы для меня – та же сцена, но слушателей значительно больше.

— То есть, на гитаре уже нет времени играть?

—  У меня же мелкий сын, особо не пошумишь, а наушниках играть – это какое-то издевательство. Я иногда бренчу мелкому на акустике, вот и вся музыка. У меня осталось три гитары, и я пытаюсь одну продать, потому что времени на них действительно больше нет. Понимаешь, я не люблю чем-то заниматься наполовину. Моя работа – это тоже творчество, и ей нужно уделять всё внимание. Это лучше, чем быть дерьмовым гитаристом и одновременно с этим, плохоньким сомелье.

— А ты не паришься, что тебе всего 27 лет, а ты уже учитель в винной школе? Ты не кажешься себе неубедительным?

— Конечно, это большая ответственность. Мне сначала было очень сложно, потому что первые лекции в питерской Энотрии лекции читали Сандро Хатиашвили и Анатолий Корнеев. С ними тягаться непросто, но вот, например, к третьему году моего преподавания в школу стали звонить сомелье из регионов, которые хотят попасть именно на мои лекции. Я не пытаюсь сравнивать себя с другими лекторами, потому что у меня иной формат общения со студентами. Я рассказываю людям о вине примерно таким языком, на каком мы с тобой сейчас болтаем. Многие, знаешь, читают лекцию, как роль в театре. Это не мой стиль.

— Как ты умудряешься в хранить в голове такие объёмы информации?

— Любая информация постепенно выгружается из мозга, если ее не повторять. Есть темы в которых я силен, и они мне легко даются. То, что посложнее, я запоминаю по специальной схеме. Сначала ты осваиваешь всё самое простое, например, об Италии. Можно не уделять много времени каким-то байкам, всё это запоминается довольно быстро. Самое сложное – это система аппеласьонов и сорта винограда. Вот эти две вещи нужно вызубрить, но тоже избирательно. В той же Италии, скажем, очень много автохтонных сортов винограда, но если посмотреть описания вин, то из этих нескольких сотен реально ощутимые характеристики имеют лишь пара десятков...

Пока ты сидишь и думаешь, я опережу тебя в конкурсе, займу твоё рабочее место и реализую за тебя все твои мечты

...Рассказывать, что треббьяно сильно отличается от сорта гарганнега – бесполезно, потому что от бутылки к бутылке эти вина могут быть совершенно разными. Конечно, есть неоспоримые факты, как, например, показатели кислотности и ароматичности, и их нужно учить обязательно. Самое сложное – запомнить названия всех виноградников и имена производителей вина. Здесь помогает графическая память. Садишься и выписываешь 10-15 самых дорогих вин региона, достаешь из интернета их характеристики и тоже пишешь их на бумаге. Все знают со школьной доски, что когда мы пишем, мы запоминаем. Главное – найти какие-то зацепки, что-то интересное о каждой винодельне. Это очень помогает.

— Помнишь, у тебя на странице в Фейсбуке был эпичный пост о том, что умный сомелье не нужен ресторанному миру?

— Конечно помню. Это одинаково действует во всех сферах. Есть плохие начальники или, скажем, плохие дизайнеры, которые всё равно немало зарабатывают. Дело в том, что есть работодатели, которым не нужен начитанный и образованный специалист. Это амбициозный человек, которым непросто управлять. Не всем такой человек удобен, особенно если присутствует какая-то теневая сторона дела, которая не терпит «поборников морали». Я знаю очень крутых сомелье, но таких ребят можно пересчитать по пальцам. Если я сейчас пойду на ресторанный рынок, я буду мало кому нужен, как чемпион России, потому что я буду малоудобным сотрудником со своими знаниями. Многие чемпионы находили свои собственные проекты, но если идти на работу простым сомелье, я боюсь, эти знания мало кому будут нужны.

— В вине всё непросто. Ты не думал забить на все эти дела и уйти из профессии?

— Если ты не возишь из Европы чемоданами Шато Петрюс, вино – это не самое прибыльное направление. Но в любой сфере можно найти вектор, в котором можно развиваться и получать удовольствие, так что разница не велика. Не надо раздумывать надо тебе это или нет. Надо просто делать. Пока ты сидишь и думаешь, я опережу тебя в конкурсе, займу твоё рабочее место и реализую за тебя все твои мечты.

— А что с твоими мечтами? После того, как ты взял оба кубка на главных винных конкурсах страны, куда расти дальше?

— Есть большая вероятность что в 2016 году я поеду участвовать в мировом конкурсе сомелье от России. Николай Утебеков ездил на этот конкурс в прошлый раз, и выкладывал некоторые вопросы в сеть. Я помню, как все ужаснулись, когда увидели задания типа «напишите химическую формулу яблочно-молочного брожения». Это же не сложно, у нас на Российском конкурсе было похожее задание – написать формулу алкогольной ферментации. Ты помнишь её?

— Конечно нет

— C6H12O6 раскладывается на С2H5OH и 2CO2. Это можно посчитать, если ты знаешь формулу сахара. Если готовиться к соревнованиям, то ты победишь. Я так и сделал.

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+