Вино и винил: что к чему
Как музыка взаимодействует со вкусом вина. Мнения вокалиста рок-группы, главного редактора аудиофильского журнала, винодела и британских ученых
Если не начинать издалека, язык — это самый бесполезный орган чувств. Проталкивая еду в пищевод, он выполняет больше функций, чем распознавая вкусы. По сравнению с языком, ухо — это царство чувствительности: в ушной улитке расположены тысячи волосковых клеток, каждая из которых способна воспринимать определенную длину волны. Когда мы говорим «вкусный», речь идет именно о том, что мы воспринимаем с помощью языка, хотя бóльшую часть информации от еды мы получаем вдыхая ароматы и слушая звуки. Чипсы станут гораздо вкуснее, если они будут громко хрустеть, а вино получит больше лайков, если смачно, с брызгами перелить его в декантер (или пролить на майку). Именно поэтому в рекламе еды хруст и бульканье звукорежиссёры выводят на порнографически первый план. Учёные говорят, что 90% информации, по которой мы судим о продукте, мы получаем через нос и уши. Десятки экспериментов было поставлено, чтобы доказать ничтожную роль языка в дегустациях. Винных экспертов легко ввести в заблуждение, если надеть им на нос прищепку: лишь по текстуре и пяти вкусам трудно делать выводы о качестве вина. Дешевое кьянти может сойти за серьезное бордо.
Я думаю, что вино на музыку точно влияет. А вот музыка на вино – не знаю. Под хорошее вино можно слушать любую хорошую музыку. С воспроизведением могут быть сложности. Особенно когда много хорошего вина. Ещё вино ассоциируется у меня с многоголосным пением грузин.
Самый популярный опыт на эту тему был проведен в 2001 году французским учёным и виноделом Федериком Броше. Исследователь попросил участников продегустировать и описать два бокала вина: белое и красное. После того как Броше получил десятки описаний, он раскрыл карты: в обоих бокалах было белое, только в первый добавили каплю пищевого красителя. Ни один винный эксперт этого не понял, потому что их органы чувств получили недостаточно информации. Наше впечатление о продукте гораздо достовернее, если задействовать все органы чувств: иголка от шприца больнее впивается в кожу, когда пациент на это смотрит, а лимон в окружении ароматов цедры кажется кислее.
А что, если сопровождать дегустацию музыкой? Будет ли влиять её стиль или громкость на впечатления от вина? Оказывается, на эту тему исследования тоже проведены. Австрийский винодел Франц Вайнингер собрал оркестр из музыкантов, играющих саундтреки для терруаров на винном барахле: бутылках, декантерах и других девайсах.
Более научное исследование провел британский ученый Эдриан Норт. Он разделил 250 испытуемых на четыре группы и предложил каждой попробовать шардоне и каберне совиньон из Чили под разную музыку. Первая группа дегустировала вино под эпичное вступление O Fortuna из кантаты Carmina Burana Карла Орфа, вторая – под Цветочный Вальс Чайковского, третья – под тихий лаунж французской кавер-групы Nouvelle Vague, а четвертая – под лёгкую композицию канадского гитариста Майкла Брука Breakdown. После пятиминутной дегустации участникам опыта предложили описать впечатления от вина по четырем критериям: мощное и насыщенное; мягкое и округлое; тонкое и изысканное; свежее и сочное. В результате опыта профессор выяснил, что правильно выбранная музыка действительно подчеркивает вкус вина: дегустаторы давали описания винам на основе музыки, которую слушали в своей группе. Так, например, и красному, и белому вину были даны характеристики «мощного и насыщенного» в группе, слушавшей Орфа.
Я бы сказал, музыкальный стиль определяет желание выпить. Поставьте Брайана Ферри, и без хорошего вина или коктейля не обойтись. Но есть нюансы. Я считаю, невозможно пить вина Нового Света под исполнителей из Старого. Я говорю о шансонье, итальянских или французских. Под Азнавура или Генсбура невозможно пить чилийское – тут необходимо пусть дешевое, но всё же французское вино. Синатре или, тем паче, героям соула семидесятых вроде Исаака Хейса показано калифорнийское. Негроамаро я бы посоветовал к свежему альбому Mi Senti от Ройшн Мёрфи, где она поет старые итальянские песни в стиле электро-диско. Наконец, я не могу не пить монтепульчано, когда слушаю итальянское барокко. Кстати, Тартини прекрасно идёт еще и с вальполичеллой.
Руководствуясь каким-никаким дегустационным опытом, мы решили выбрать собственные сочетания музыки и вин. Исходя из того, какие качества вина мы хотели бы подчеркнуть, мы подобрали к каждой их трёх бутылок вина по пластинке. Насыщенное тосканское розе мы предлагаем попробовать под бессмертную пластинку Pearl от Дженис Джоплин: яркая и самоотверженная тема Cry Baby с первой стороны придаст мощности каберне совиньону, который лежит в основе бленда, а знаменитая акапельная её песня Mercedes Benz со второй – подыграет весёлой ягодной сладости вина в аромате.
Если музыка и имеет какое-либо влияние на вино, то это должно проявляться именно на этапе производства винограда. Из научных подтверждений – исследования, проведенные в South Korea's National Institute of Agricultural Biotechnology в 2007 году, показавшие, что классическая музыка запускает механизмы производства особых генов (rbcS и Ald), отвечающих за рост растения. Также в турецком Trakya University в ходе экспериментов выяснили, что мелодичная, расслабляющая музыка активизирует лучшее прорастание и дальнейший рост корневой системы. Я лично был свидетелем того, как в Новой Зеландии на винодельне Yealands Winery с виноградников доносится классическая музыка. Насчет качества винограда владельцы до конца не уверены, но что куры вблизи этого виноградника дают самые крупные яйца в округе – факт.
Под насыщенное иссиня-чёрное сицилийское из сорта неро д’авола мы предлагаем послушать нетленную пост-панк пластинку группы Кино «Ночь», просто потому что строки «Телефон и твой номер тянут меня как магнит» ложатся в воздух автоматной очередью под горячее красное вино. Под разухабистый зинфандель один из лучших аккомпанементов — сборник блестящих, как льющееся в полумраке вино, хитов группы Queen.