Кино, вино, Vivino

Первое интервью для рунета с создателем самого популярного винного приложения в мире

Винный Shazam или «фотобанк с бутылками», приложение Vivino сейчас едва ли не назовешь самым быстрым в мире способом узнать, что за вино вы пьете и стоит ли покупать в следующий раз ту симпатичную бутылку в магазине. Кстати, как она называлась? Vivino подскажет. А еще представит всю палитру мнений о ней. По сути, это такой Кинопоиск, только для виноманов. На самом же деле, приложение исключительно для вина за четыре года своего существования стало куда популярнее любых «не винных» аналогов – таких же соцсетей «по интересам». Сегодня любой уважающий себя носитель айфона и уж тем более трендсеттер делает фото бутылок не реже, чем селфи в Instagram, а после сканирует, выкладывает и ставит оценку вину, как заправский сомелье. Пока датские разработчики приложения еще не придумали способ сдавать бутылки после выпитого, мы поговорили с одним из создателей проекта Vivino  Тейсом Сондергаардом о том, как невзначай поменять весь винный бизнес и почему не стоит сильно хмурить брови на дегустациях.

- Когда вы создавали Vivino, для вас это был всего лишь очередной стартап или вы действительно настолько увлекались вином?

- Когда все только начиналось, никто из нас не был винным экспертом. Мы совсем немного знали о вине, но мы так же чувствовали некоторую безысходность, которую испытывает средний потребитель вина – все эти сложности в навигации по бутылкам. Мы не могли найти что-то стоящее, но если находили, уже на следующий день не могли вспомнить название. И не потому что были слишком пьяны, а потому что бывает действительно трудно вспомнить все эти итальянские или французские словосочетания. Ты выпиваешь, и тут же забываешь. К тому же в супермаркете ты, кажется, и вовсе постоянно играешь в лотерею, когда выбираешь очередную бутылку. Мы были такими же простыми ребятами, типичными потребителями – просто любили выпивать хорошее, но никогда не были истинными знатоками. Хотя мы точно знали, что должен существовать легкий путь, который бы помог не утонуть в этом мире вина и отделить хорошее от плохого.

- Не было ничего, что могло бы вам помочь?

- Представьте себе, нет. Мы начали 4 года назад, и ничего подобного у нас не было под руками. На самом деле, когда мы только пришли к идее Vivino, мы решили, что неплохо было бы разработать что-нибудь вроде IMDb, только для вина. Мы подумали, что это должен быть некий вэб-сайт, куда можно было бы зайти и узнать, что другие люди думают о вине. Вот в чем вся загвоздка: есть множество экспертов, но, как правило, у них у всех одно общее мнение насчет хороших вин. И на самом деле, винные критики ведь не пробуют все подряд: только порядка 20% вин во всем мире получают оценки кого-то, кто может считаться экспертом. 

Камон! Это плохое или хорошее вино? Оно мне понравится или нет? Почему его стоит попробовать? Короче, не будем слишком усложнять.

Особенно же много трудностей возникает с тем, чтобы научиться понимать вино и знать про него достаточно. Все, что ты обычно можешь прочитать, - слова производителя на этикетке. Но это лишь маркетинг. Поэтому мы решили создать Vivino. Мы начали в 2010, и сразу сообразили, что будет суперкруто создать именно приложение для смартфонов, которое бы распознавало изображения, и им легко было бы пользоваться – не только дома за компьютером, но и в тот самый момент, когда ты собираешься купить вино.

- Такая социальная сеть, которая всегда с тобой, коллективный эксперт…

- Именно! Мы хотели создать универсального винного помощника для любого человека. И избежать всю эту загадочность и таинственность вокруг вина, которая зачастую кажется немного снобистской штукой. Понимаете, иногда мы немного опасаемся вина, потому что его якобы сложно понять, или это только так кажется. Сомелье говорят на своем языке: постоянно используют сложные слова типа «терруар». Иногда хочется воскликнуть: «Камон! Это плохое или хорошее вино? Оно мне понравится или нет? Почему его стоит попробовать? Короче, не будем слишком усложнять». И мы просто захотели показать и дать возможность оценить разные вина пользователям. Потому что мы считаем, что вино – это здорово!

- Но что вы скажете о проблеме объективности и честности пользователей Vivino и составленных рейтингов? Иногда, на мой взгляд, хочется избавиться от чересчур личных и субъективных оценок в приложении. Как быть в таком случае?

- Сперва я спросил бы себя, проблема ли это. Разумеется, рейтинги пользователей субъективны, как и любые мнения людей. И это очень важно понимать. Но тут история в другом. Мы построили одно из самых больших мировых сообществ по интересам: сейчас это более 6 миллионов пользователей, и аудитория растет очень быстро. Это значит, что есть нечто большее, чем проблема субъективности, с которой, в принципе, можно справиться, делясь друг с другом некой статистикой ощущений. Есть в этом что-то, что объединяет людей. Важная вещь в приложении заключается в том, что ты как бы призываешь людей обратить на себя внимание. У каждого из нас разные дегустационные профайлы, но ты всегда можешь найти человека с похожими вкусами. И если найдутся похожие люди, они всегда подскажут тебе, что попробовать. Так субъективность может обернуться преимуществом. Люди, которые понравятся друг другу, помогут друг другу.

- Какое вино вам нравилось до того, как вы придумали и основали Vivino, и какое это вино сейчас?

- Мне кажется, я прошел такой же путь, как и многие другие пользователи Vivino. Обычно ты начинаешь любить какой-нибудь австралийский шираз с его нехилой сочной, фруктовой составляющей. Позже я понемногу начал открывать глаза и смотреть в сторону, скажем, калифорнийского пино нуара – я бы сказал, что этот тип вина сейчас мой самый любимый. Но тут прибавляется еще один существенный фактор: чем больше ты узнаешь про вино, тем больше ты начинаешь тратить на него денег! И дальше начинаешь пробовать все более затейливые вещи. В последнее время я проникся Бургундией, и это действительно очень интересно. Я развиваю свой вкус на протяжении нескольких лет. И то же самое можно наблюдать у многих пользователей Vivino: они приходят с минимальными знаниями о вине и начинают исследовать новые горизонты.

- Как вы сами дошли до такого? Ведь начали вы с разработки программ по интернет-безопасности? Вы не боялись, что не поймете предмет до конца?

- Нет, вовсе нет. Как я обычно говорю, мы сблизились с вином довольно давно, на уровне потребителя среднего уровня. Мы не знали ничего о винной индустрии и о том, как тут все устроено. Мы просто пробовали. И я уверен, именно это стало нашим преимуществом. Потому что мы в итоге смогли создать продукт, наиболее соответствующий рядовому человеку. У нас было достаточно конкурентов. Все они были куда более близки к винной индустрии и старались сделать продукт в ее интересах, вопреки интересам простого потребителя. Я думаю, именно здесь кроется ключ к нашему успеху. Но основная причина моего перехода в винную индустрию в том, что интернет-безопасность – это безумно скучно!

Будь у вас выбор потратить 50 долларов на интернет-безопасность или на хорошее вино, что бы вы выбрали? Я знаю, что выбрал бы я!

Это, конечно, серьезный опыт, но я помню, как в конце своей работы я чувствовал дикую усталость, создавая хороший продукт, за который люди даже не собирались платить. Разве вы готовы тратить деньги на интернет-безопасность? Будь у вас выбор потратить 50 долларов на интернет-безопасность или на хорошее вино, что бы вы выбрали? Я знаю, что выбрал бы я! Я по-настоящему хотел создать иной бизнес и тратить деньги на продукт, который был бы классным и очень интересным. И это круто, когда ты переформатируешься. И когда ты идешь на работу, и видишь как люди вдохновляются тем, что ты делаешь.

- Но вино-то, конечно, не так полезно, как компьютерная безопасность! Кстати, у вас в приложении когда-нибудь крепкие напитки будут представлены?

- Нас часто просят: «А придумайте что-нибудь подобное для пива». Или для крепкого – для водки, например. Я бы сказал, что с большим удовольствием принялся бы за Vivino для пива или крепких напитков. Но для нас это слишком другая история. Пока лучше сфокусироваться на чем-то одном. Чтобы делать хорошее приложение для вина, стоит оставаться в этих рамках. К тому же, вино – это очень перспективный бизнес. Например, с точки зрения продаж в интернете. Потому что у вина достаточно высокая цена, но качество при этом никогда не уступает, и это делает его понятным на интернет-витрине. С пивом другая история: если это какое-то особенное пиво, цена его тоже может быть высокой, но она все равно не сравнится с вином. И даже несмотря на то, что пивной рынок достаточно обширный, он все же гораздо более узкий, чем винный. Мы считаем, что в вине больше потенциала, чем в пиве. Но мне бы и самому хотелось попробовать Vivino, скажем, для виски или водки.

- Насколько сложно было найти инвесторов под проект?

- В начале очень сложно. Потому что Vivino, как мы уже говорили, основано на сообществе людей. Без пользователей это нулевой продукт. Но именно с этого мы и начали – не было ни одного пользователя. Поэтому получить какие-то деньги на проект было трудно. Кажется, в первом раунде переговоров с потенциальными инвесторами мы презентовали проект порядка 40 раз. И каждый раз нам говорили «нет». Но после мы встретили людей, готовых, в большинстве своем, инвестировать в нас с Хайни (Хайни Захариансен, идейный вдохновитель и со-основатель Vivino – прим. ред.) как в людей и поверить, что наши усилия приведут к успешному проекту. Сейчас ситуация полностью изменилась – у нас есть цифры, которые нам приносят пользователи. Но в начале, конечно, все было не так. (Известно, что на стартовый капитал Vivino денег дал Янус Фриис, еще один известный датчанин, со-учредитель Skype - прим. ред.).

- В 2013 году в вас вложили более 10 миллионов долларов. Из чего вы извлекаете доходы сейчас? Вы позволяете размещать рекламу через приложение или производители вина платят вам за присутствие в Vivino?

- У нас несколько путей для монетизации. Когда-то мы решили не размещать рекламу вообще. К тому же мы не поддерживаем стремление некоторых производителей заплатить нам за какое-нибудь премиум-размещение в приложении. Все, что мы хотим сделать, – взять позиции с наиболее частыми откликами от пользователей и закупорить их в нашу бизнес-бутылку – продавать их нашим пользователям. Множество людей ищут вино, сканируют этикетки, находят. И вполне естественно, что они готовы его приобрести. Вот основная бизес-модель Vivino: мы хотели бы дать возможность пользователям купить вино. Мы внедряем эту модель из страны в страну, сфокусировавшись на США и Европе. 

Когда тебе говорят: «Попробуй украинского», в ответ ты слышишь: «Что? Это невозможно!». Но, да, я был приятно удивлен.

Задача-максимум - привести наших пользователей к производителям вина. По сути, мы хотим сократить цепочку продажи бутылки. Но мы не собираемся импортировать, хранить или даже доставлять вино. Все, что мы будем делать, – сообщать пользователям, где купить вино онлайн или офлайн. И учитывая, что мы будем поставлять продавцам покупателей, мы рассчитываем получить свой кусок пирога. Мы уже провели ряд успешных экспериментов у себя в Дании, и теперь обкатываем эту модель в США. Покупки будут доступны в 2015 году.

- У вас ведь есть офис в Украине? И, кажется, это единственный офис в Европе?

- Мы начали с нашего головного офиса в Копенгагене, где я сейчас нахожусь и где у нас большая команда. Но у нас есть и очень хороший офис в Украине, во Львове. У нас там сейчас собственный data-центр, полностью построенный нашей украинской командой.

- А почему Украина?

- Когда мы начинали Vivino, у нас было не так много денег. Я помню, как еще в бытность моей работы в компании по интернет-безопасности у нас был офис в Румынии. С Vivino мы подумали, что хорошо бы иметь европейский офис где-то вне дома. И пришли к выводу, что Украина для нас наиболее привлекательна. С точки зрения цен, в том числе. Помимо этого, там отличная традиция инженеров, как и в России.

- Что вы можете сказать по российский рынок вина и про российских потребителей и пользователей Vivino?

- Мы были приятно удивлены пользователям в России. Мы ничего специального не предпринимали, чтобы ворваться на российский рынок. Но самая интересная деталь в нашем деле заключается в том, что Vivino построен на «вирусной» концепции. Когда есть один пользователь, он обязательно покажет друзьям: «Смотри, прикольная штука – я могу фотографировать этикетки и распознавать вино!». Друзья попробуют сами. И покажут своим. Это особенно характерно для России. Сейчас у нас примерно 200 000 пользователей из России. Это очень многообещающий рынок.

- А российское вино вы когда-нибудь пробовали?

- Я пробовал украинское вино, но никогда не пробовал российского. В основном, это вино из Крыма. Да, ведь теперь-то это вроде Россия! У меня порядка пяти бутылок есть в офисе. Хотите, достану?

- Разумеется!

(Тейс отходит на минутку и приносит четыре бутылки, в числе которых, например "Вина Гулиевых" и "Инкерман", с восторгом демонстрирует их перед камерой) 

- Я пробовал несколько украинских вин, и на удивление они оказались хорошими! В Дании у нас нет достойных брендов. Когда тебе говорят: «Попробуй украинского», в ответ ты слышишь: «Что? Это невозможно!». Но, да, я был приятно удивлен.

- Знаете, о чем я часто жалею, когда пользуюсь приложением? Что у моей фотографии, бывает, нет совпадений. Она первая, и приложение ничего не может мне сказать о вине.

- Такова природа этого приложения. Мы не можем распознать вино, которое до этого ни разу не видели. Мы пришли к прогрессу: сегодня статистика показывает нам, что 92 процента фотографий, которые мы получаем, автоматически находят сходство. К тому же, у нас есть команда в Индии, которая старается подгружать новые этикетки самостоятельно. Поэтому, если вы не находите схожих фотографий, не делайте ничего – мы загрузим их за вас. Хотя, конечно, если вы не в силах ждать, вы всегда можете быть первым, и заполнить профайл бутылки.

- Вас теперь можно назвать почти что сомелье?

- Нет-нет! На самом деле, даже не хочется. Я не готов стать винным экспертом. Я снова приведу пример из кино: я не хочу быть профессиональным кинокритиком, я хочу сообщать о минутах радости при просмотре фильма в своем блоге. Я не хочу быть хорошим критиком – я хочу смотреть хорошее кино. Точно так же с вином: я не хочу пить его и при этом слишком анализировать. Я всего-навсего хочу им наслаждаться. 

- Вы уже знаете, какой будет ваша сегодняшняя бутылка?

- Хороший вопрос… Не уверен. Но я знаю, что, скорее всего, это будет шампанское. Потому что мы сегодня запустили новую версию Vivino в AppStore и собираемся это отметить!

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+