Супертосканские Понти против классики Бордо
Винодельня Sette Ponti устроила слепую дегустацию из пяти супертосканцев и одного Мутон Ротшильда
Никто не находился в заблуждениях по поводу того, в каком бокале Мутон. Его ароматы настолько ушли в сторону от любого из предложенных супертосканцев, что слепая дегустация Sassicaia, Ornellaia, Crognolo, Oreno, и Le Serre Nuove Del Ornellaia против Chateau Mouton Rotschild выглядела, как избиение младенцев. Хотя, были и интересные детали: мероприятие проводил лучший сомелье мира за 2010 год, Лука Гардини, который живенько раскидал стили каждого вина по полкам, описывая вслепую образцы один за другим. Не известно, знал ли Гардини порядок вин, завернутых в фольгу, но его оценки во многом совпали со мнением публики: Сассикайа оказалась излишне замученной в дубовой бочке, Орнеллайа была по всем параметрам не готова к употреблению, а вот Мутон Ротшильд за полчаса умудрился раскрыться в бокале так, что плевательницы не понадобились никому. После дегустации, всех участников попросили проставить баллы каждому из вин, и всё подсчитали.
Выяснилось, что на втором месте после Ротшильда – топовое вино от Сетте Понти – «Орено», что, видимо, и требовалось доказать. Конечно, между первым и вторым местом был разрыв в пару кругов, но основная идея организаторов понятна: из всего, что может хотя бы претендовать на сrème de la crème, Сетте Понти оказались первыми, в первую очередь, из-за свежести и готовности к употреблению вина уже в таком молодом возрасте. Что будет с «Орнеллайей» и «Сассикайей» лет через пять, понятно, но как будет развиваться уже готовое «Орено», остается загадкой. После дегустации, нам удалось задать пару вопросов зачинщикам: экспортному менеджеру Sette Ponti, Стефано Маджини, и лучшему сомелье 2010, Луке Гардини.
- 1/2
- 2/2
- Что такое супертосканское вино, и зачем его сравнивать с Бордо?
Стефано Маджини: Наверное, Лука сможет ответить на этот вопрос лучше. Супертосканские вина были рождены много лет назад, когда произвели вино в Тоскане вразрез с регламентом производства кьянти, добавив в купаж международные сорта. Одними из первых были Саскикайа и Тиньянелло.
Лука Гардини: Когда в Тоскане появилось первое вино в стиле Бордо, это были 60-е годы XX века. Изначально, супертоскана – это смесь международных и местных сортов. Я думаю, это уже не вина международного стиля, а особенный, аутентичный стиль итальянского вина. Сейчас существует некоторая путаница в понятии «супертоскана», потому что изначально, это вина, сделанные под Бордо, но теперь есть Флачанелло, или Ля Перголе Торте, которые тоже именуются супертосканскими, хотя, они оба на 100% сделаны из санджовезе, и могут смело называться кьянти. Дело в том, что они в сотню раз выше по уровню, чем лучшее кьянти. Это еще один тип супертосканы.
- К какому типу вы относите Орено?
Лука Гардини: Я люблю Орено больше, чем Орнелайу, потому что Орнелайа – это слишком большое, слишком международное для меня вино. Орено больше уважают внутри Италии. Оно больше привязано к терруару. Будучи сделанным из каберне совиньона, каберне франа, мерло, и пти вердо с преобладанием мерло, он более нежное и изящное.
Стефано Маджини: У Орено очень богатое и концентрированное тело, но с другой стороны, вино очень динамичное и сбаллансированное. Мы сравниваем его с Бордо не для того, чтобы дать понять его сходство, а, скорее наоборот, чтобы почувствовать различие. Я считаю, что супертоскана, за редкими исключениями – это вина, не готовые к употреблению сейчас, но и не обладающие большим потенциалом к выдержке. Я пробовал Массетто 2001 года, у него совсем нет кислотности. Как оно может быть коллекционерским вином, если через 10 лет оно умирает. Этим винам ставят высокие баллы, но они недолговечны и не стабильны. Я не люблю такой стиль супертосканы.
- Лука, мы слышали, что ваш любимый сорт из красных – пино нуар. Скажите, есть ли в Италии удачные терруары для пино неро?
Лука Гардини: Пино нуара в Италии нет. Запомните это. Все, что производится в Италии из сорта пино неро – это жалкое подобие бургундских вин, увы.
На сайте Sette Ponti написано, что плотность позадки лоз на всех ваших виноградниках – 6, 666 на гектар. Случайна ли такая цифра?
Стефано Маджини: (Смеется) Я никогда не думал об этом. Да, действительно, такая плотность посадок оптимальна для наших терруаров, но никаких связей с дьяволом у нас нет. Хотя, спасибо, что предупредили.