Напиться в каву: как ведут себя пузырьки в Испании

Колонка главного редактора о том, как, съездив на Пиренейский полуостров, не утонуть в игристом.

Ночь перед поездкой к месту, где рождается испанское игристое номер 1, была бессонной и пока только изредка игристой – пузырьки начали бурлить в сердце и животе за несколько часов до самолета. И почему мы это чувство называем «сосет под ложечкой»? Стоило бы говорить: «пузыриться в горлышке».

Загрузив себя в такси, пузырьки (они же, на испанский манер, бурбухас – от burbujas, а мы бы подумали от «бухас») мчались в аэропорт, прихватив с собой важную тару стандартного объема. Правда, на низком старте одной бутылки Freixenet не хватало. Пришлось заехать еще за одной – в четыре-то часа утра. В итоге золотистая, как утренняя кава, команда направилась на чек-ин.

Понятно, что в российском аэропорту бутылки испанского игристого днем с огнем не сыщешь. Кругом замшелые «моёты» да «кликоши». И никак не избавишься от ощущения их сильной загазованности – в смысле, загазированности. Хотя и то, и другое суть шампанское, в Испании оно – кава: Франция давно запретила использовать корень региона Шампань для всего, что не там изготовлено и разлито. Кава – такое же милое слово, что и сленговое однокоренное «кавайный», симпатичный, значит. На ходу, правда, рождается еще один каламбур: «напиться в каву».

Утренний рейс предлагает Freixenet и на своем борту. Кава захватила местные рынки на воздушном и безвоздушном пространствах, а по объему производства (минимум 20 000 000 бутылок в год) перещеголяла ту же «вдову». А если учесть, что цена бутылки здесь не превышает 3-5 евро (в России это одобрительное «до тысячи»), становится понятно, что нам готовы сделать интересное предложение.

Приземлиться на виноградниках

После 4 часов перелета и 24 часов бодрствования, пузырьки внутри бодрятся. И вот бы у них тут в Испании везде был такой сервис, как этот быстрый извоз на расстояние в 50 километров от Барселоны и быстрое наполнение бокалов у входа на винодельню!

Штаб-квартира бурбухас и производство игривой кавы находится в городке Сан-Садурни-д’Анойя. Посреди дороги, огромным сталагмитом нарастает памятник бутылке, из которой пузырьки вырываются наружу, как лава при извержении. Это место не бывает пусто с конца XIX века, когда два винодельческих дома – La Freixeneda и Casa Sala – объединились, буквально поженившись друг на друге (сделали это их прямые наследники) и родив Freixenet.

Бурбухас, вырвавшись из бутылки, превращаются в прекрасных леди в золотых купальниках – их манекены как раз и встречают залетевшего сюда туриста-винолюба или туриста, предпочитающего перляж (игру пузырьков) тихому разговору с бокалом. Правильный маркетинг строится здесь не только на брендинге или возможностях винного туризма – а именно на этих золотистых дамочках: глобальную рекламную кампанию Фрешенет перезапустил в 70-х, чтобы продвигать свой популярный брют Cordon Negro, и на смену мальчику в красном берете с бутылкой подмышкой, визуализировать каву пришли dreamgirls. В окружении бурбухас на испанских телеэкранах, да и вообще по всему миру, появлялись с 70-х годов и Лайза Минелли, и Шэрон Стоун, и Пенелопа Крус, и вот недавно Шакира. Это у Фрешенета такая традиция – раз от раза поздравлять телезрителей с новым годом при участии одной суперзвезды. Денег жалеть не стоит.

Подвалы порока

Шампанское в штаб-квартире подливают, как по часам, потом ведут в кинозал показывать фильм об истории производства со всеми передрягами вроде нашествия насекомого-филлоксеры или гражданской войны в Испании. И после – самое интересное: погреба. Эти несколько этажей под землей похожи на Диснейленд для взрослых, (то есть порочный) в котором разрешен алкоголь. От гигантской лестницы в чистилище (а может, в сердце кавы?) ответвляются повороты и новые катакомбы – то с музейными стендами, то с музейными, считай, экземплярами – например, бутылками 1942 года. По всем формальным признакам здесь делают шампанское.

Эти несколько этажей под землей похожи на Диснейленд (для взрослых, то есть порочный), в котором разрешен алкоголь.

Но даже термин «шампанизация» употреблять французы запретили. Поэтому тут говорят, что производят игристое «традиционным методом». В отместку или же из чувства определенной зависти в 1985 году Фрешенет купил хозяйство Henri Abele, основанное в 1757 году – третье старейшее в Шампани. И вообще сейчас Фрешенет владеет далеко не одними виноградниками по всему свету.

Вино здесь, как и в Шампани, проходит двойную ферментацию сразу в бутылках, потом туда добавляют дрожжи и небольшое количество сахара, помещают в погребах горизонтально и держат минимум год, ежедневно поворачивая, чтобы собрать осадок у горлышка (ремюаж). После осадок извлекают (дегоржаж) и доливают сахарный раствор (дозаж), если брют, например, нужно превратить в demi sec (полусухое) – хотя, спрашивается, зачем? Нетронутый брют – brut nature – оказывается едва ли не самым совершенным творением. Притом, что его, как и другие разновидности фрешенетовской кавы, давно уже производит техника – специальные машины берут и поворачивают бутылки все это долгое время. Не говоря уже о том, что укупоривают самостоятельно.

За обедом здесь принято вести долгие размеренные разговоры о судьбах Испании и пробовать эксклюзивную каву и, представленную, скажем, в России. У нас продают четыре разновидности вместе с упомянутым Brut Nature – самая популярная Carta Nevada, цветочная, яблочная, цитрусовая, Cordon Negro, сухая, слегка тропическая, и ягодная, чуть сладковатая Rosado.

Здешние тихие вина в России пока редкость: сравнительно недавно появившаяся La Freixenada (всего 8 000 бутылок в год) – тонкий купаж гарначи и каберне совиньона. Перед ферментацией виноград замораживают на пару дней, а потом помещают в тепло. Говорят, вдохновлялись итальянским Амароне. Три года назад вышел первый винтаж, и вышел блестящим: обволакивающие танины, верная фруктовая нота без перехода во «фрутеллу». Мы пили тихое вино, сидя в креслах-качалках у полукруглых окон, похожих на те, что выплывали друг за другом в заставке сериала «Санта-Барбара», с видом на виноградники, разумеется, и дальние-дальние дали, горы, уходящие в полуденную дымку, когда солнце уже начинает припекать.

Мы готовили гаспачо – аттракцион для одержимых туристов – с шеф-поваром старого особняка возле раскиданных по периметру лоз и абрикосовых деревьев. Мы снова говорили-говорили, и стало понятно, что в этом и есть настоящий смысл вина – размеренность, остановленное где-то за стенкой время. Но это потому, что вино было тихим.

Игристое – совершенно другая стихия. Когда тебе его приносят в номер в ведерке со льдом и небольшой запиской, понимаешь, что пора загулять: отнести его срочно к бассейну, собрать компанию, и с каждым следующим глотком активнее плюхаться в воду. Или взять билеты, и улететь на Ибицу, срочно. На дикий пляж, в прозрачное море, к вечной музыке и круглогодичным танцам. И – что удивительно – предлагать тебе будут именно Фрешенет, и бурбухас внутри начнут позвякивать и подергиваться, будто на танцполе. И даже когда все закончится, иногда можно будет слышать их ободряющее шипение.

Фото Валерия Белобеева

ПоделитьсяПоделиться
comments powered by Disqus

Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Алкоголь противопоказан лицам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам,
лицам с заболеваниями центральной нервной системы и органов пищеварения.

18+