Коньяк. Что с нами стало?
Вечеринки в Москве становятся все более масштабными, красивыми и организованными, а производители алкоголя понемногу сходят с ума в одной фазе с окончательно сбрендившей планетой.
Из всех запретов последнего времени, самым, наверное, позитивным оказался запрет на рекламу алкоголя. Когда благодаря ему алкогольные бренды лишились возможности демонстрировать свои ролики и плакаты где бы то ни было, у них не осталось выбора, кроме как время от времени устраивать шумные вечеринки, приглашая на них максимально широкий контингент потенциальных клиентов.
Такие вечеринки как правило бывают большими событиями в московской тусовочной жизни, на них обычно «бывают все» и еще долго едут потом продолжать. Это утверждение справедливо и в отношении пятничной презентации очередной бутылки серии Be Very Special от Hennessy в этот раз в исполнении бразильской арт-группы Os Gemeos.
Чего уж там скрывать, Shift, New Point, RSVP, Stereotactic - большие профессионалы местной паблисити-индустрии, если бы Путин нанял их организовывать и сопровождать сентябрьский День города, через неделю даже самый распоследний либерал простил бы ему ввод войск куда угодно. Они всегда найдут огромное помещение, с которыми никто доселе под такие мероприятия связываться не решался, красиво украсят все светом, устроят сцену с крутым звуком, возведут инсталляцию-другую - в эстетике бренда, - проинструктируют диджея.
Когда заходишь в Центральный дом художника, который в этот вечер выглядит необычно нарядным, попадая в руки настоящих профессионалов энтертейнмента - от фейсконтроля до уборщицы, которые дают тебе возможность наслаждаться весельем, продуманным до мельчайших деталей, кажется, что и повод для этого всего более чем достойный.
Но если в какой момент вечеринки на секунду перестать слушать музыку, уйти из-под флуоресцентных ламп и посмотреть на всю ситуацию со стороны, то в голове возникает естественный вопрос. Мы вот сейчас целый вечер пили коктейли с коньяком, мы, что, идиоты?
В многочисленных вариациях коктейля «Идиот» из анекдотов второй ингредиент бывает разным: то Pepsi, то Cola, то Fanta, то чего другое, но первый - неизменно коньяк. Стоит задуматься.
Предварительная ферментация, два цикла дистилляции, тщательно подобранная древесина из особого дуба для бочек, не менее двух лет выдержки в них - все это ради того, чтобы потом смешать его с каким-то сиропом? Серьезно?
Мой роман с коньяком начался на Российской неделе моды, в команде которой много лет уже процветает настоящий его культ. Легендарный главный режиссер Недели, известный всем под прозвищем Гаррисон, человек многих талантов, любимец женщин (но посредственный игрок в шахматы) однажды указал мне на то, что коньяк в средних количествах действует на организм исключительно как стимулятор. Я проверил. С тех пор несколько своих самых удачных текстов я написал с коньяком в качестве топлива.
И, честно говоря, я ожидал, каких-то аналогичных признаний от Os Gemeos. Может, не совсем аналогичных - все-таки где стрит-арт, а где коньяк, - но некоей четкой индикации, что они хотя бы в принципе пробовали Hennessy. В реальности же оказалось, что стритарт они уже переросли, а до коньяка еще не доросли.
Алкоголь они, видите ли, не слишком почитают, считать выпивание искусством наотрез отказываются, картинку для этикетки приспособили из своих прошлых работ и только после этого триумфально съездили на экскурсию в Коньяк. Выходя с их дневной пресс-конференции я отчаянно пытался ответить себе на вопрос «зачем все это?»
До некоторой степени понятна мотивация бренда: они - часть мощного холдинга, в котором совершенно не с руки иметь заметно меньшую выручку, чем, например, Louis Vuitton, с соседней строчки в годовом балансе. Но стоит ли это риска полного размывания ДНК марки?
Зачем, когда можно просто отказаться от двухлетнего продукта и чуть уменьшить наценку на четырехлетний, освоить как следует азиатские рынки - там пьют такую муру, что даже простой VS для них как молоко, или, наконец, посидеть и придумать работающую стратегию продвижения? Коньяк ведь не стал хуже, просто людей со вкусом становится все меньше.