Всё в замешательстве
Бары в Москве, совсем как грибы, стремительно вырастают в последние годы. Получается вполне прогрессия: порядка 30 новых заведений за последнее трехлетие.
Намечается вполне прогресс: парочка особо выпендрившихся вошла даже в мировые топы. В этой связи можно смело выдыхать: чем мы не мировая столица? Тем более, что заливать чистоганом уже не столько немодно, сколько неинтересно. И даже если – о траур! – любимый Simachёv закрывается/переезжает, нет повода не выпить. Скажем, дома. Или, скажем, в магазине. Тут у многих перед глазами возникнет уютненький Oldich. Но речь опять немного о другом. Небольшой магазинчик со всякими прибамбасами для «культурного времяпрепровождения» открылся в глубине офисной Сущевской. Мы побывали на экскурсии там, попутно обсудив барную историю (истерию?)
По своему телефонному голосу владелец заведения – зовут его Михаил – похож на Макса Покровского с «харумамбурой». Легко представить, как знаток смешиваний, выпивая, напевает ее и протирает барную стойку. Внешне он оказывается вылитым Михаилом, только Идовым, и только чуть менее американской «закваски». Михаил, кстати, до последнего не выдает в себе владельца магазина Inshaker. А потом просит не фотографировать себя. Он тут, считай, просто ходит и разговаривает – считай, просто живет. Встречает клиентов при этом исключительно горячительным.
«У меня тут есть настойка из Дюссельдорфа, которую чувак пообещал сделать во время бомбежки. Он выжил, сделал, и она сама для выживших – на травах. 42 градуса!» – говорит Михаил, и немедленно наливает. От «Егермейстера» ее отличает не только крепость, но и сладость долгого послевкусия. «Это совсем другая трава», - объясняет Михаил. И совсем другая история.
«Не знаю, что вам рассказывать. Лучше смотрите: у меня все, что можно достать»
Вот, пятилитровые чаши для пунша, прилетевшие из Америки. «Заливаете внутрь (внутрь чаши, в смысле – прим. ред.), и весь офис в бурном счастье пребывает». Вот, абсентовый «фонтан» – специальная колба, похожая на стеклянный самовар. «Это такая крутая история, мастхэв. Внутрь насыпается, скажем, мята, доливается пара сиропов, абсент, чуть-чуть водички. Сверху ставится стакан, на него кладется специальная ложечка, на ней сахар. Открываем, сидим, ждем. Абсент по капельке проходит через сахар, и бокал наполняется».
Алхимия какая-то. Ну, или, как минимум, кружок юного химика. Магазин из серии «всё для барменов» за пять лет жизни в сети впервые вышел в оффлайн. Может быть, и ради тусовки, но не ради междусобойчика. «Мы работаем на потребителей. Бармены приезжают редко, они не наша основная аудитория. Они приезжают, если разбил кто бутылку в баре, и ему надо отдавать деньгами, но проще к нам приехать. Заходят обычные посетители, которые талантливо бухают дома. Самое интересное, что это, в основном, взрослые люди, от 30-ти минимум, которым, видимо, наскучило бухать дома водку, вискарь в чистом виде, и вот они развлекаются коктейлями.» Корни этих развлечений – фрейдисты подтвердят – «кроются в нашем бессознательном». Ну, всякий же в детстве любил собирать конструкторы, там, или смешивать краски в банке с водой на рисовании. Для детей тут, кстати, есть пара наборов. Безалкогольных, разумеется. Взрослые любят погорячее. На каждый повод (выпить) для них припасено пару готовых наборов, не только джентльменских.
Inshaker
- 1/6
- 2/6
- 3/6
- 4/6
- 5/6
- 6/6
«Коробки, вот, будут через неделю подарочные. Готовые коктейли будут упакованы – в смысле, их составляющие. Например, все для того, чтобы сделать «Кир Рояль». Мы как талантливые алкоголики талантливо всех набухиваем».
- А не талантливо как? – спрашиваю.
- А не талантливо не у нас.
- А не талантливо – на троих?
- Да нет, на троих очень можно талантливо!
(Нас как раз в магазине трое, включая фотографа).
И Михаил достает с полки, где чуть ниже – разноцветье ликеров, шоколадную текилу. Такую, и то редко, встретишь в duty free. Об этом напитке как о местной достопримечательности здесь трубят подсказки на foursquare. Снова для любителей сладкого.
- Почему польское радио играет? – спрашивает фотограф.
- Да у нас потому что свободно все, не глушим никого.
(Почти как в клубе анонимных алкоголиков).
Но скорее, это клуб знатоков. Вопросы «Что? Где? Когда?» задавать здесь не просто можно. Что в бутылке? Где разлито? Когда? Вина, например, здесь, в основном, Нового Света. Портвейны, в основном, солидного возраста. Новичку сориентироваться непросто. А привычные для бармена слова «шейкер», «стрейнер», «мадлер» и «джиггер» вовсе звучат как ликбез для начинающих.
- Как смешать так, чтобы было круто? Пропорции важны? – спрашиваю.
- Ну, да, конечно. Есть минимум 1100 рецептов от барменов во всем мире. Вон, у нас на стене – Амстердам, Италия. Синий коктейль превращается в красный, если в него лимонный сок долить.
- Это совсем уже химия!
- Только в смысле химической реакции. А вот коктейль справа – «Карнивор» с цветком-убийцей. Он в живом состоянии жрет все, что прилетает к нему. Сам коктейль внутри цветка. Это рецепт из Милана, кажется.
- Кстати, барная традиция в Италии только-только набирает обороты. Еще года три назад там не было почти ничего выдающегося.
- Как и у нас, в общем…
Только исключительно бары, без еды, у нас пока не работают. Кухня, так или иначе, всему голова. Взять в сравнение Питер (там вся эта история и вовсе дешевле процентов на 40 – понятное дело, аренда): только одно северно-столичное исключение, бар «812» какое-то время обходился почти без провианта (остальное лилось рекой). Потом там появились сэндвичи. Так и остались.
«Бары начинают работать без кухни, когда можно выйти из дома, пройти два метра, войти в бар и выпить пива или коктейль. А у нас очень сложно выйти из дома и через два шага зайти выпить, если ты не живешь на Патриарших. Но кухня, безусловно, нужна. Люди, уже выходя из бара, хотят есть. Тем более, сейчас перемещения, наверное, сократились: хочется в одной точке совместить продовольствие с удовольствием».
Красное кресло и винил – для желающих задержаться. Здесь в одной точке сошлись и профессионализм с дилетантством, а еще – высокий и низкий стиль. Казалось бы, что плохого в слове «бухать»? Когда-то один градоначальник из Среднего Поволжья чуть было не сорвался в кулуарах: «Да, я бухаю, но и что?». И вот это «что» логичнее было бы сделать смысловым ударением.
«Смешивать и пить чистоганом – это две абсолютно разные вещи. Коктейли – это что-то праздничное, чтобы кого-то удивить, выебнуться. Если такой задачи не стоит, то дома вдвоем с товарищем, понятное дело, смешивать, скорее всего, коктейли вы не будете. Это игра, определенный ритуал развлекательного характера, который превращает элементарное набухивание в красивый праздник».